Вестибулярный анализатор, Строение и функции вестибулярного анализатора, Развитие вестибулярного аппарата у детей

Вестибулярная система ребенка. Оценка слуха детей

Вестибулярный анализатор, Строение и функции вестибулярного анализатора, Развитие вестибулярного аппарата у детей

Вестибулярный аппарат начинает функционировать внутриутробно очень рано. Нормальное функционирование вестибулярного аппарата имеет большое значение для формирования рефлекторных систем мозга в раннем онтогенезе.

Вестибулярный аппарат играет важную роль в развитии выпрямляющих рефлексов туловища и реакций равновесия, обеспечивая ребенку раннего возраста вертикальное положение.

Нистагм новорожденных обусловлен перевозбуждением вестибулярного анализатора при движении плода по родовым путям.

Вестибулярная реакция на сотрясение головы у детей первых недель жизни проявляется сильным тремором рук. На 1-й неделе он наблюдается в 60% случаев, на 2-й неделе — реже и на 2—3-м месяце исчезает.

Функция вестибулярного аппарата тесно связана с работой других отделов центральной нервной системы, поэтому при их поражении возникают сочетанные синдромы.
Исследование функции вестибулярного аппарата проводится при помощи вращательной и калорической проб. . Вращательная проба.

Мать с грудным ребенком на руках или ребенок 2—3 лет вращается на кресле Барани. После 20-секундного вращения (10 оборотов) в течение 20—25 с отмечается нистагм в противоположную от вращения сторону. Наличие постротационного нистагма свидетельствует о том, что оба лабиринта активны.

Если имеется раздражение вестибулярного аппарата, нистагм держится дольше. Угнетение функции вестибулярного аппарата проявляется уменьшением продолжительности нистагма или его полным отсутствием.

Калорическая проба более информативна и позволяет оценить каждый лабиринт отдельно. Вливание в слуховой проход воды температуры ниже температуры тела вызывает нистагм в сторону, противоположную раздражаемому уху. При выключении лабиринта калорическая проба не вызывает нистагма с пораженной стороны.

При тяжелом внутриутробном поражении вестибулярного аппарата в постнатальном онтогенезе нарушается последовательность развития антигравитационных механизмов (реакций выпрямления и равновесия). Сниженная активность лабиринтов наблюдается у глухонемых. Одностороннее повреждение лабиринта может быть связано с инфекцией внутреннего уха.

Внутричерепное повреждение вестибулярного нерва наблюдается при травме, опухоли. Наиболее частые симптомы поражения — головокружение, нистагм, нарушение координации движений. При тяжелом внутриутробном поражении мозга, асфиксии, внутричерепных кровоизлияниях у новорожденных и грудных детей можно наблюдать горизонтальный, вертикальный, ротаторный нистагмы, рвоту.

Головокружение у детей раннего возраста выявить очень трудно, так как это симптом субъективный.

Оценка слуха детей

Ухо новорожденного ребенка морфологически развито, однако имеет некоторые особенности, отличающие его от уха взрослого: короткий наружный слуховой проход, горизонтальное расположение барабанной перепонки, широкая короткая евстахиева труба, наличие эмбриональной ткани в среднем ухе. Слуховые пути от среднего мозга к корковым центрам еще не миелинизированы.

Новорожденный ребенок слышит. Реакции на звуковые раздражители выявляются даже у недоношенных детей. В ответ на громкий звуковой раздражитель ребенок закрывает глаза, наблюдаются реакции испуга, гримаса плача, изменение дыхания, поворот головы к источнику звука. Если глаза новорожденного были закрыты, то он еще сильнее смыкает веки.

В отдельных случаях можно зарегистрировать и другие реакции — вытягивание рук, растопыривание пальцев, напряжение мышц лица, открывание рта, сосательные движения, подергивание глазных яблок, наморщивание лба.

Вслед за первыми диффузными, примитивными реакциями на слуховые раздражители, характерными для новорожденных и осуществляемыми на субкортикальном уровне, постепенно развиваются типичные ориентировочные реакции. В 3 мес возникает слуховое сосредоточение, в 4 мес ребенок поворачивает голову к источнику звука.

К концу 1-го полугодия жизни тонкость дифференциации звуковых раздражителей достигает возможностей взрослого человека. Последующее развитие происходит в направлении дифференцирования словесных раздражителей и продолжается почти до 7-го года жизни.

У новорожденных исследование слуха основывается на кохлеопальпебральном и кохлеопупиллярном рефлексах, которые имеются у здорового ребенка до 4—5 мес.

Кохлеопальпебралъный рефлекс: бодрствующий ребенок в спокойном состоянии с открытими глазами в ответ на резкий хлопок, произведенный на расстоянии 30 см от его уха, закрывает глаза. При многократном повторении звукового раздражителя порог рефлекса повышается.

Поэтому неудачные повторные попытки получить ответ на звук не должны сразу служить основанием для заключения о снижении слуха. Необходимо сделать перерыв и снова повторить исследование.

Кохлеопупиллярный рефлекс: в ответ на звуковое раздражение появляется вначале сужение, а затем расширение зрачка.
Исследование слуха с помощью аудиометра у детей раннего возраста также основано на появлении безусловных кохлеопальпебрального и кохлеопупиллярного рефлексов при воздействии звуков определенной высоты и тона.

К 3 годам дети воспринимают шепотную речь на расстоянии 5 м, поэтому можно исследовать остроту слуха обычными приемами. Ребенку одно ухо закрывают рукой, другое — повернуто к врачу. Произносится какое-либо слово, которое ребенок должен повторить. Если он не слышит, расстояние следует уменьшить. Исследование слуха требует иногда длительного наблюдения за ребенком.

Для предварительной оценки состояния слуха ребенка важно получить от матери ответы на следующие вопросы: – слышит ли ребенок, когда его зовут? – как ребенок реагирует на громкий звук? Пугается, вздрагивает, оборачивается или не обращает внимания? Поворачивается ли он в правильном направлении? – интересуется ли ребенок звуками, подобными шелесту бумаги? – обращает ли он внимание на шумы вне комнаты, например, шум паровозного гудка, самолета, лай собаки и т. д.? – любит ли ребенок какие-либо звуки, музыку, радио и т. д.? Любит ли он играть в озвученные игрушки, пытается ли при этом извлечь из них звук?

– дифференцирует ли ребенок шаги и голоса близких?

У грудных детей с поражением центральной нервной системы реакция на звуковой раздражитель значительно запаздывает. Эти нарушения необходимо рано диагностировать, так как с формированием слухового анализатора тесно связано развитие речи.

При жалобах на задержку речевого развития обязательно надо исследовать остроту слуха. Отсутствие ответа на звуковой раздражитель при нормальном психическом развитии и неповрежденном среднем ухе может свидетельствовать о врожденной глухоте. Односторонняя глухота чаще бывает при повреждении слухового нерва.

У детей, родившихся в асфиксии, перенесших тяжелую ядерную желтуху, может отмечаться избирательная потеря слуха на высокие тона. Такой ребенок слышит, но не может достаточно понять обращенную к нему речь.

По своему речевому поведению он напоминает умственно отсталого ребенка или ребенка с психическим заболеванием. Тщательное обследование слуха помогает дифференциальному диагнозу.

Первично сохраненное слуховое восприятие, может сочетаться с отсутствием реакции на слуховые раздражители, в частности, на речь окружающих. Так бывает, например, у детей с проявлением аутизма (органической или шизофренической природы), гипердинамическим синдромом.

Внешне эти дети могут напоминать тугоухих или глухих детей. Тщательное общее медико-педагогическое обследование помогает дифференциальному диагнозу.

При обследовании слуха и зрения необходимо помнить, что ответные реакции зависят не только от сохранности слухового анадизатора, но и от уровня нервно-психического развития ребенка.

– Также рекомендуем “Оценка двигательной сферы детей. Глазодвигательный, блоковидный и отводящий нервы ребенка”

Оглавление темы “Оценка нервной системы ребенка.”:
1. Кожная чувствительность. Методы оценки кожной чувствительности
2. Нарушения кожной чувствительности. Обоняние у ребенка
3. Оценка вкусовой чувствительности. Зрение
4. Цветоощущение ребенка. Оценка остроты зрения
5. Вестибулярная система ребенка. Оценка слуха детей
6. Оценка двигательной сферы детей. Глазодвигательный, блоковидный и отводящий нервы ребенка
7. Косоглазие детей. Птоз у ребенка
8. Лицевой нерв. Парез лицевого нерва у ребенка
9. Бульбарный и псевдобульбарный паралич у ребенка. Безусловные рефлексы у детей
10. Общее мышечное развитие ребенка. Объем и сила пассивных и активных движений

Источник: https://meduniver.com/Medical/Neurology/871.html

Вестибулярная сенсорная система, строение, развитие. Вестибулярная устойчивость детей и подростков

Вестибулярный анализатор, Строение и функции вестибулярного анализатора, Развитие вестибулярного аппарата у детей

Прочитайте:
  1. I – недоразвитие; II – задержанное развитие; III – поврежденное развитие; IV – дефицитарное развитие; V – искаженное развитие; VI – дисгармоничное развитие.
  2. IV. Центральная нервная система, эстезиология
  3. VIII пара ЧМН – преддверно-улитковый нерв, слуховая и вестибулярная система; нистагм, вестибулярное головокружение, вестибулярная,атаксия, синдром Меньера.
  4. Абдоминальных повреждений живота у детей.
  5. Аглоточный абсцесс у детей и взрослых. Этиология, клиника, лечение.
  6. Адгезивные молекулы (молекулы суперсемейства иммуноглобулинов, интегрины, селектины, муцины, кадхерины): строение, функции, примеры. CD-номенклатура мембранных молекул клеток.
  7. Активная иммунопрофилактика детей проводится согласно календарю профилактических прививок
  8. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ОСТРОГО ГЕМАТОГЕННОГО ОСТЕОМИЕЛИТА У ДЕТЕЙ.
  9. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗМЕРЕНИИ МАССЫ ТЕЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 2-Х ЛЕТ
  10. АЛГОРИТМ СБОРА МОЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Периферический отдел вестибулярного анализатора состоит из двух частей: преддверия и полукружных каналов.

В костном преддверии находятся два расширения перепончатого лабиринта: эллиптический мешочек (маточка) и сферический мешо-чек. Последний лежит ближе к улитке и сообщается с перепончатым улитковым протоком. В маточку открываются отверстия трех пере-пончатых полукружных каналов (переднего, заднего и латерального), располагающихся взаимно перпендикулярно.

Передний лежит во фронтальной плоскости, задний — в сагиттальной, латеральный — в горизонтальной плоскости. Один конец каждого полукружного ка-нала расширен в виде ампулы. В мешочках и ампулах располагается рецепторный аппарат, состоящий из скоплений чувствительных во-лосковых клеток.

В мешочках эти клетки образуют так называемые пятна, ориентированные в горизонтальном и вертикальном направле-нии. На поверхности чувствительных волосковых клеток располага-ется студенистая отолитовая мембрана, в которой находятся кристаллы углекислого кальция — отолиты, или статолиты. Волоски рецепторных клеток погружены в отолитовую мембрану.

В ампулах полукружных каналов рецепторные клетки располагаются на вершинах складок, получивших название ампулярных гребешков. На клетках гребешков располагается желатиноподобный прозрачный купол (рис. 59).

При любых изменениях положения головы рецепторные волоско-вые клетки улавливают движения студенистой отолитовой мембраны или желатиноподобного купола.

Чувствительные клетки пятен вос-принимают линейные ускорения, земное притяжение, вибрацион-ные колебания, а клетки ампулярных гребешков — вращательные движения головы.

Возникшее в рецепторных волосковых клетках пя-тен и гребешков возбуждение передается нервным клеткам преддвер-ного узла, лежащего на дне внутреннего слухового канала. Здесь на-чинается проводниковый отдел вестибулярного анализатора.

Аксоны клеток преддверного узла образуют преддверную часть VIII черепно-мозгового нерва, который выходит в полость черепа через внутренний слуховой проход. Волокна подходят к вестибулярным ядрам, расположенным на дне ромбовидной ямки продолговатого мозга.

Часть аксонов клеток вестибулярных ядер идет к ядрам шатра мозжечка через его нижнюю ножку, другая часть волокон, перекре-щиваясь, идет в таламус, откуда импульсы поступают к коре теменной и височной долей переднего мозга, где и находится центральный от-дел вестибулярного анализатора.

Нейроны вестибулярных ядер осуществляют синтез информации от разных источников.

При сильных нагрузках на вестибулярный аппарат возникает па-тологический симптомокомплекс — болезнь движения (морская бо-лезнь).

Она проявляется в учащении, а затем замедлении сердечного ритма, сужении, а затем расширении сосудов, усилении сокращения желудка, головокружении и тошноте.

Эти реакции возникают в ре-зультате повышения чувствительности вестибулярного аппарата и его нервных центров. Склонность к болезни движения может быть устра-нена тренировкой (качели) и применением лекарственных средств.

Вестибулярный аппарат хорошо приспосабливается к условиям невесомости (на 5-е сутки возвращается к норме). Чувствительность его у здорового человека довольно велика: отолитовый аппарат вос-принимает ускорение примерно 2 см/с2. Порог различения наклона в сторону — 1°, а вперед и назад — 2°.

Развитие вестибулярного анализатора в онтогенезе

Вестибулярный аппарат созревает у детей раньше, чем другие ана-лизаторы, и у 6-месячного плода он развит почти также, как у взрос-лого. Возбудимость его существует с рождения и тренируется у ребенка при его укачивании.

Новорожденный может определить положение тела во внешней среде. У детей вестибулярный аппарат более возбу-дим, чем у взрослых, возбудимость его возвращается к норме у дево-чек к 10-11 годам, у мальчиков — к 12—14 годам.

При регулярных за-нятиях спортом адаптация наступает на 2-3 года раньше.

30 Строение и функции зрительного анализатора. Развитие и возрастные особенности органов зрения

Зрительная сенсорная система вместе со слуховой играют особую роль в познавательной деятельности человека. Через зрительный анализатор человек получает до 90 % информации об окружающем мире.

С деятельностью зрительного анализатора связаны следующие функции: светочувствительность, определение формы предметов, их величины, расстояния предметов от глаза, восприятие движения, цветовое зрение и бинокулярное зрение.

Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 734 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

12

| 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |

Источник: https://medlec.org/lek-169822.html

Возрастные особенности вестибулярной системы

Вестибулярный анализатор, Строение и функции вестибулярного анализатора, Развитие вестибулярного аппарата у детей

Закладка вестибулярного аппарата происходит одновременно со слуховым – в виде единого слухового пузырька.

После разделения слухового пузырька на две части верхняя дает начало маточке (utriculus) и полукружным каналам, а нижняя – мешочку (sacculus) и улитке.

Анатомически полукружные каналы у человека формиру­ются в период роста эмбриона с 7 до 17 мм. Дифференциация эпите­лия на чувствительные и опорные клетки происходит у зародыша на 7-й неделе.

К этому времени чувствительный эпителий уже хорошо развит, нервные волокна контактируют с рецепторными клетками, в этот период между ними формируются синаптические образования.

Миелинизация волокон вестибулярного анализатора происходит на 4-м месяце эмбриональной жизни, т. е. в период появления пер­вых движений плода.

К 22-й неделе внутриутробного развития устанавливаются кон­такты вестибулярных ядер со спинным мозгом и с ядрами глазодви­гательных нервов. Вестибулярные ядра продолговатого мозга вы­деляются в самостоятельное образование на 6-й неделе эмбриональ­ной жизни.

Наиболее рано дифференцируется как самостоятельное ядро Дейтерса, которое морфологически выделяется на 4-м месяце эмбриональной жизни и к моменту рождения достигает полной дифференцировки.

Остальные вестибулярные ядра достигают морфо­логической зрелости в постнатальном периоде.

Тонические лабиринтные рефлексы появляются у плода на 4-м месяце его развития. Реакции на вращение, связанные с функцио­нированием полукружных каналов, возникают в конце внутриут­робного периода жизни.

Данные, полученные при анализе продолжительности поствра­щательного и калорического нистагма, свидетельствуют о малой возбудимости вестибулярного анализатора у детей в раннем пост­натальном периоде.

Чем старше ребенок, тем больше продолжитель­ность нистагма, однако он менее продолжителен, чем у взрослых. После-60 лет отмечается повышение порога вращательного нистаг­ма, т. е.

снижение возбудимости, но, с другой стороны, отмечается увеличение продолжительности субъективных эффектов после вра­щения.

После рождения наиболее рано созревает рефлекс сгибания и приведения к туловищу конечностей на стороне раздражения и раз­гибания – на противоположной стороне.

Этот рефлекс, свидетель­ствующий о нормальном развитии вестибулярной системы ребен­ка, хорошо проявляется у детей первого месяца жизни, а затем исчезает.

К таким же, исчезающим в норме, рефлексам относятся реф­лексы с туловища на голову: при повороте туловища рефлекторно поворачивается голова. Данный рефлекс хорошо выражен в пер­вом полугодии и исчезает к концу первого года жизни.

В раннем детском возрасте имеются вращательный нистагм, лифтный рефлекс, обхватывательный рефлекс при резком откло­нении головы.

С 4-5-го месяца появляется рефлекс опоры (повы­шение тонуса мышц) ног, это подготовительный этап к формиро­ванию рефлекса стояния, который появляется к 8-9 месяцам жиз­ни. В первом полугодии у детей хорошо выражен рефлекс опоры рук: ребенок опирается о пол вытянутыми руками.

Этот рефлекс совместно с рефлексом отталкивания ног при положении на жи­воте обеспечивает ползание здорового ребенка уже в первом по­лугодии его жизни.

Для второго полугодия жизни ребенка характерна высокая воз­будимость рефлекторных двигательных реакций. В последующем за счет усиления тормозных процессов коры большого мозга и моз­жечка возбудимость снижается и становится избирательной.

Условные рефлексы с участием вестибулярных центров образу­ются уже с 12-15-го дня жизни ребенка. Например, рефлекс схва­тывания легко вырабатывается при качании ребенка вверх-вниз, а с 30-го дня на вестибулярное раздражение можно выработать реф­лекс сосания, пищевого поведения.

Резервирование в вестибулярной системе, обеспечивающее ее высокую надежность, создается прежде всего за счет обилия цент­ральных связей этой системы со структурами ЦНС.

Первичные ве­стибулярные ядра, расположенные в продолговатом мозге, связа­ны с мотонейронами спинного мозга, мозжечком, ретикулярной формацией ствола мозга, корой головного мозга, вегетативными ядрами гипоталамуса и других образований ствола, ядрами, регу­лирующими движения глаз.

Резервирование вестибулярной системы обеспечивается также диапазоном ее чувствительности. Так, отолитовый аппарат реаги­рует на ускорение 2 см/с2, порог различия угла наклона головы вле­во-вправо составляет всего 1°, вперед-назад-1,5-2°, полукруж­ные каналы реагируют на ускорение вращательных движений всего в 2-3 см/с2.

Вестибулярная система способна за счет тренировок компенси­ровать те дисфункции, которые возникают при ее раздражении.

Эти дисфункции проявляют себя головокружением, иллюзией движения туловища, нистагмом глаз, головы, ухудшением деятельности сер­дечно-сосудистой системы, падением кровяного давления, холодным потом, побледнением кожи, тошнотой, рвотой, гипергликемией, речевыми расстройствами, нарушением условно-рефлекторной де­ятельности. Компенсация вегетативных дисфунк-ций возможна за счет вестибулярных тренировок, суть которых сводится к усилению торможения вестибулярных безусловных рефлексов. Тренировка может быть активной, пассивной и смешанной. Активная трениров­ка включает комплексы движений, дающих нагрузку на вестибуляр­ный аппарат, тренироваться можно с помощью тренажеров и без них -танцами, акробатической гимнастикой, поддержанием равно­весия с закрытыми глазами, фигурным катанием на коньках и т. п. Пассивная вестибулярная тренировка обычно проводится с исполь­зованием приборных средств, имеющих возможность вращать че­ловека в разных направлениях и с разным ускорением. Смешанная вестибулярная тренировка требует участия активных движений че­ловека во время пассивной тренировки.

Тренировке вестибулярного аппарата поддаются не все. Орга­низм некоторых людей отвечает на такую тренировку отрицатель­но. Эффект вестибулярной тренировки непостоянен и исчезает че­рез 3-4 месяца после ее прекращения.

Источник: https://studopedia.su/20_94291_vozrastnie-osobennosti-vestibulyarnoy-sistemi.html

Строение и функции вестибулярных механизмов

Вестибулярный анализатор, Строение и функции вестибулярного анализатора, Развитие вестибулярного аппарата у детей

Понимание причин плохой координации станет ближе, если познакомиться поближе с чудом природы – вестибулярным анализатором.

Этот орган равновесия обеспечивает ощущение положения и перемещения тела или его частей в пространстве (ускорение, замедление, вращение), восприятие действия на организм силы земного притяжения, определяет ориентацию и поддержание позы при всех видах деятельности человека.

Вестибулярный анализатор состоит из рецепторов, проводящих путей (чувствительных, или афферентных, и двигательных, или эфферентных), промежуточных центров и коркового отдела.

Периферический или рецепторный отдел вестибулярного анализатора называется вестибулярным аппаратом и является частью внутреннего уха, расположенного в пирамиде височной кости.

Вестибулярный аппарат состоит из преддверия и трех полукружных каналов, расположенных в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях: горизонтальной, фронтальной (слева направо) и переднезадней. То есть, в нашем ухе заложена система координат, которую мы со школы привыкли называть декартовой.

С другой стороны преддверие связано с органом слуха – улиткой. Подробно о строении внутреннего уха и улитки можно посмотреть в статье «Строение слухового анализатора человека».

Слуховой и вестибулярный рецепторные аппараты имеют общее происхождение. В простейшем виде они представляют собой пузырёк, стенки которого выстланы эпителием. Такой пузырек имеют, например, медузы.

Он наполнен жидкостью и содержит известковые камушки, статолит.

При изменении положения тела статолит перекатывается и раздражает окончания чувствительных нервов, подходящих к стенке пузырька, в результате чего организм получает ощущение своего положения в пространстве.

В процессе эволюции строение этого органа значительно усложнилось, и он распался на два отдела, из которых один сохранил вестибулярную функцию, а другой приобрёл слуховую.

Оба рецепторных аппарата возбуждаются механическими колебаниями: вестибулярный – воспринимает сотрясения, связанные с изменениями положения тела, а слуховой – колебания воздуха.

Формирование вестибулярного аппарата, в отличие от органа слуха, у детей заканчивается раньше других анализаторов, и у новорожденного ребенка этот орган функционирует почти так же, как и у взрослого человека.

Строение и функции вестибулярного аппарата

Согласно современным представлениям, вестибулярный аппарат состоит из двух самостоятельных органов: более раннего отолитового аппарата, регистрирующего линейные ускорения, и более позднего аппарата полукружных каналов, регистрирующего угловые ускорения.

Внутри костного футляра вестибулярного аппарата находится перепончатый той же формы. Пространство между ними заполнено жидкостью, перилимфой, переходящей в перилимфу улитки, а внутреннее пространство перепончатого лабиринта – другой жидкостью, эндолимфой.

Отолитовый аппарат находится в преддверии внутреннего уха. Здесь есть два перепончатых мешочка, на внутренней поверхности которых имеются небольшие возвышения, на которых и расположены рецепторы отолитового аппарата.

Это рецепторные волосковые клетки, имеющие волоски двух типов: много тонких и коротких и по одному более толстому и длинному волоску, погруженному в студенистую массу расположенной над ними отолитовой мембраны.

Мембрана содержит множество мелких кристаллов фосфата и карбоната кальция, называемых отолитами (ушными камнями).

Благодаря ушным камням, плотность отолитовой мембраны выше плотности окружающей среды. При изменении силы тяжести или линейном ускорении, отолитовая мембрана смещается относительно рецепторных клеток, волоски этих клеток сгибаются, и в них возникает возбуждение. Таким образом, отолитовый аппарат каждый миг контролирует положение головы относительно силы тяжести.

Он определяет, в каком положении в пространстве (в горизонтальном или в вертикальном) находится тело, а также реагирует на линейные ускорения при вертикальных и горизонтальных движениях тела. Возможности древнего отолитового аппарата мы используем далеко не полностью. Это связано со сравнительно малой подвижностью современного человека.

Слабая тренированность этого аппарата может привести к укачиванию.

За возникновение головокружений «отвечает» другая часть вестибулярного аппарата. Это три полукружных канала, каждый диаметром около 2 мм. Начальный конец полукружных каналов имеет расширения – ампулы.

На внутренней поверхности ампул расположены гребешки, на вершине которых сгруппированы волосковые клетки, над которыми расположена студенистая масса. Волоски этих клеток погружены в студенистую массу и возбуждаются от движений эндолимфы, возникающих при вращении головы в пространстве.

При этом возникает разность потенциалов, в результате которой выделяется регулятор, стимулирующий окончания волокон вестибулярного нерва.

Ортогональное расположение ампул полукружных каналов приводит к тому, что раздражителем является ускорение или замедление вращения в определенных плоскостях.

Так как эндолимфа полукружных каналов имеет такую же плотность, что и студенистая масса ампул, прямолинейные ускорения не оказывают влияния на положение волосков.

При вращении головы или тела в целом возникают угловые ускорения, и тогда студенистая масса начинает двигаться, возбуждая рецепторные клетки.

При поворотах реакция возникает в начале любого вращения, когда костные стенки полукружного канала, находящегося в этот момент в плоскости вращения, приходят в движение, а эндолимфа в первый момент отстает и отклоняет студенистую массу, расположенную в ампуле.

Если в дальнейшем движение происходит равномерно, эндолимфа движется с той же скоростью, что и костные стенки, и раздражение прекращается.

Это происходит вплоть до окончания вращения, когда костные стенки полукружных каналов останавливаются, а эндолимфа еще продолжает по инерции двигаться, снова раздражая рецепторные клетки.

Реакция имеет примерно такой же механизм и в преддверии. В начале прямолинейного движения ушные камни смещаются, а связанные с мембраной волоски как бы натягиваются. При торможении происходит движение отолитов и волосков в противоположную сторону.

Таким образом, механизм возникновения вестибулярной реакции заключается в том, что вестибулярный аппарат реагирует только на движение, происходящее с ускорением или замедлением, не реагируя, при этом, на равномерное движение.

Восприимчивость вестибулярного аппарата не является величиной постоянной. Длительное действие постоянного раздражителя снижает остроту реакции, то есть происходит процесс адаптации. На этом основаны возможности тренировки вестибулярного аппарата.

Вестибулярный аппарат не является единственным органом человека, ответственным за состояния равновесия. Он, как бы, координирует вестибулярные функции еще нескольких органов, участвующих в поддержании равновесия.

Все эти системы должны работать слаженно. Кроме вестибулярного аппарата в поддержании правильного равновесия участвуют орган зрения и сигнализация с нервных окончаний, расположенных на периферии, прежде всего, с ног.

роль в этой сложной системе принадлежит центрам головного мозга, куда поступает вся информация. Именно здесь воссоздается ощущение равновесия или его нарушения и реализуется ответная реакция человеческого тела. Нарушения в любом из этих звеньев дают симптомы головокружения, потери ориентации в пространстве или укачивания.

От рецепторов вестибулярного аппарата отходят нервные волокна, образующие единый преддверно-улитковый нерв.

Импульсы возбуждения о положении тела в пространстве с этим нервом поступают в продолговатый мозг, в вестибулярный центр, куда также приходят нервные импульсы от рецепторов мышц и суставов, а также в ядра зрительных бугорков среднего мозга, которые в свою очередь соединены нервными путями с мозжечком (отделом мозга, обеспечивающей координацию движений), а также с подкорковыми образованиями и корой головного мозга (центрами движения, речи, глотания и т.д.). Центральный отдел вестибулярного анализатора находится в височной доле головного мозга.

При возбуждении вестибулярного анализатора возникают реакции, способствующие перераспределению тонуса мышц для постоянного поддержания равновесия тела в пространстве.

Благодаря связям вестибулярных ядер с мозжечком обеспечиваются все подвижные реакции и реакции по координации движений.

А, благодаря связям с вегетативной нервной системой возникают вестибуловегетативные реакции сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и других органов. Такие реакции могут проявляться в изменениях сердечного ритма, тонуса сосудов, артериального давления.

Источник: http://sam-sebe-apteka.ru/30-vestibuljarnaja-trenirovka/110-stroenie-funkcii-vestibuljarnyh-mehanizmov

Развитие вестибулярного аппарата у детей

Вестибулярный анализатор, Строение и функции вестибулярного анализатора, Развитие вестибулярного аппарата у детей

Разработка развития вестибулярного аппарата для детей дошкольного возраста (до 7 лет).

Все на свете дети – вездесущие непоседы. Такими создала их природа, с рождения заложив в маленький организм огромный энергетический потенциал. И неслучайно: без физической активности невозможен рост и развитие малыша.

Но путь к каждому новому двигательному умению тернист и труден: он сопровождается падениями и неудачами, шишками и ссадинами. Так среди приспособлений, способствующих физическому развитию, появилась полоса препятствий.

Это ограниченное пространство с препятствиями, преодолеть которые невозможно без владения конкретными двигательными навыками. Конечно, вашему крохе не придется ползти под колючей проволокой, или перепрыгивать через глубокие рвы, заполненные водой.

Все препятствия, возникающие у него на пути должны соответствовать возрастным требованиям и быть вполне преодолимыми. Придется немного потрудиться, но тяжело в ученье – легко в бою.

Через небольшой промежуток времени вы заметите, как уверенно шагает ваш малыш, как виртуозно владеет он своим телом. Ведь занятия на полосе препятствий:

развивают мышечную силу;

тренируют ловкость и координацию движений;

совершенствуют работу вестибулярного аппарата;

повышают выносливость организма;

улучшают осанку. 

Мышцы составляют третью часть веса ребенка. Сокращаясь во время нагрузки, они вызывают разнообразные позитивные изменения во всем маленьком организме:

Требуя больше кислорода и питательных веществ – заставляют работать сердце и легкие.

Расширяя сеть капилляров – активизируют все кровообращение в целом.

Совершенствуя движения, способствуют созреванию нервной системы и коры головного мозга.

Впервые полоса препятствий появилась в военном деле для тренировки служащих с целью повышения их боевой и физической подготовки. Со временем, доказав свою эффективность, она стала использоваться в качестве профессионального, туристического, спортивного и развивающего тренажера, в том числе и для детей. Виды этих приспособлений и требования к ним варьируются в зависимости от возраста малыша.

До года

Главным достижением таких ребятишек становится умение самостоятельно передвигаться, правда, пока ползком на четвереньках.

Этот навык самым позитивным образом сказывается на развитии младенца, открывая для него новые горизонты познания, укрепляя мышечный и опорно-двигательный аппарат, а заодно, оздоравливая весь организм в целом.

А тренируют ползание, используя простейшую полосу препятствий. Это может быть:

Трек, по форме напоминающий длинный ящик, обитый мягким нескользящим материалом. Этот тренажер позволяет направлять движение малыша, одновременно защищая от падения и скатывания.

Ширина его должна быть достаточной для того, чтобы кроха свободно двигал ручками и мог отталкиваться ножками от бортиков.

Когда ребенок научится ползать по горизонтальной поверхности, задачу усложняют, поставив трек под небольшим наклоном. 

Туннель – труба из специального прочного синтетического материала, жесткость которой придают вставки в виде тонких металлических обручей. Крепится сооружение к напольному покрытию при помощи надежных липучек.

Занятия на таких тренажерах нужно превратить в веселую игру. Папа пусть запускает кроху на дистанцию, а мама – ждет на финише, ласково подзывая и подбадривая юного спортсмена.

От года до двух

После года малыши начинают самостоятельно ходить. С помощью полосы препятствий родители моделируют ситуации, встречающиеся в повседневной жизни, и учат детей грамотно разрешать их. Поэтому тренажер в таком возрасте представляет собой некие объекты, которые нужно преодолеть разными способами. Чтобы не напугать и не переутомить кроху, стоит:

начать с одного элемента небольшого размера;

показать все возможные пути выхода из сложившейся ситуации: обойти

предмет, перешагнуть или наступить на него;

потренировать каждое действие вместе с ребенком;

предоставить возможность справиться с возникшей проблемой самостоятельно;

усложнить задачу, добавив еще одно препятствие.

В качестве элементов тренировочной полосы можно использовать все что угодно: мягкие игрушки, подушки, книжки, плотные коробки и даже свернутое детское одеяло.

С двух до трех

В два года малыш уже уверенно стоит на ногах. Окрепший позвоночник и мышечный каркас выдерживают довольно высокую нагрузку. А вот координация движений еще только формируется.

Поэтому все внимание – укреплению вестибулярного аппарата, умению ориентироваться в пространстве и управлять своим телом. В полосу препятствий, состоящую из 3-4 элементов, в этом возрасте рекомендуют включать прыжки на мягком и не слишком амортизирующем батуте.

Единственное требование – постоянный контроль и подстраховка со стороны взрослых.

Можно использовать следующие предметы:

Дуги различной высоты, проходя через которые ребенок должен нагнуться. 

Так называемые массажные кочки – ребристые полусферы, по которым нужно прошагать, не потеряв равновесия. Неровная поверхность воздействует на активные точки, расположенные на стопе малыша, стимулируя работу всего организма. 

Наклонные поверхности, пройти по которым без умения управлять своим телом достаточно сложно.

Если придумать интересный сценарий, то преодоление полосы препятствий станет увлекательной и захватывающей полезной игрой. Например, предложите юным искателям приключений почувствовать себя в роли пиратов, отправившихся за сокровищами или путешественников, пробирающихся сквозь дикие джунгли.

В 3–4 года

Дети этого возраста обычно уже посещают детский сад, и особой популярностью у них пользуются групповые эстафеты, предполагающие преодоление полосы препятствий на скорость. Разнообразнее и сложнее становятся барьеры, вырастающие на пути юных спортсменов:

всевозможные горки-лазы;

невысокие бум – бревна;

турники;

лабиринты. 

Усложняются и двигательные навыки, необходимые для преодоления преград.

Малыши:

перешагивают или перепрыгивают их;

обходят по линии – прямой или извилистой;

скачут на одной или двух ногах;

забираются сверху;

проползают под барьером.

Чтобы малыш правильно понял правила игры, сначала объясняем их, затем проходим каждый этап вместе с ребенком и только потом предлагаем проделать весь путь самостоятельно, при необходимости, оказывая помощь.

В 5–7 лет

Детям этого возраста в качестве полосы препятствий можно приобрести настоящий спортивный комплекс. Главное, чтобы он соответствовал возрастным анатомическим требованиям:

Турник должен быть небольшим – спрыгивание с высоты в этот период противопоказано, так как может вызвать смещение костей таза, еще не сросшихся с крестцовым отделом позвоночника.

Обязательно присутствие рукоходов и гимнастических колец, необходимых для развития силы мышц кисти, плеча и предплечья.

Пригодятся канат и качели для тренировки вестибулярного аппарата.

Шведская стенка и веревочная лесенка станут прекрасными средствами профилактики плоскостопия. 

В домашних условиях можно придумать следующее:

«Баррикады» – сложите на пути ползущего малыша диванные подушки. Позовите кроху с другой стороны завала – пусть проберется к вам через препятствия.

«Туннель» – соедините несколько больших картонных коробок с предварительно вырезанными вентиляционными отверстиями. Малышу будет интересно преодолеть такую дистанцию ползком. 

«Канатоходца» – обозначьте при помощи малярного скотча или длинной ленты дорожку. Предложите ребенку пройти по ней, не оступаясь, как канатоходец в цирке. Сначала по прямой траектории, затем добавьте повороты, зигзаги и петли. Такая игра прекрасно подходит для детишек младшего возраста.

«Зайчика» – разместите на полу несколько свернутых в рулон одеял. Пусть малыш представит, что он зайчик, сначала перешагивая, затем перепрыгивая и обегая препятствия зигзагом.

«Болото» – объясните ребенку, что ковер – это болото, разложенные на нем подушки – кочки. Задача крохи – перебраться на другую сторону и не увязнуть в трясине.

«Альпиниста» – пусть малыш представит, что один стул – это туннель, через который нужно проползти, другой – высокая скала, на которую он должен взобраться.

Источник: https://infourok.ru/razvitie-vestibulyarnogo-apparata-u-detey-3102202.html

22. Возрастные особенности строения и функционирования вестибулярного анализатора

Вестибулярный анализатор, Строение и функции вестибулярного анализатора, Развитие вестибулярного аппарата у детей

Вестибулярныйанализатор – один из важнейших компонентовсистемы ориентации человека в пространствеи организации движений. Это нейродинамическаясистема, осуществляющая восприятие ианализ информации о положении и движениитела в пространстве.

Вестибулярныйанализатор имеет важное значение врегуляции положения тела в пространствеи его движений. Периферическая частьвестибулярного анализатора размещаетсяво внутреннем ухе и состоит из преддверияи трех полукружных каналов, внутрикоторых находится заполненная эндолимфойполость .

Впреддверии находится так называемыйотолитовый прибор, представляющийскопление рецепторных клеток. От этихклеток отходят специальные волоски,которые, сплетаясь, образуют отолитовуюмембрану. На поверхности мембранырасполагаются известковые кристаллики— отолиты.

При изменении положения телав пространстве или его прямолинейномдвижении происходит смещение отолитов,в результате которого изменяется ихдавление на волоски чувствительныхклеток.

Изменение давления вызываетвозбуждение рецепторов и возникновениенервных импульсов, передающихся затемв подкорковые отделы головного мозгаи далее в височные отделы КГМ.

Рецепторныеклетки полукружных каналов также имеютспециальные волоски, погруженные врасположенную в эндолимфе студенистуюмассу.

В связи с тем что полукружныеканалы расположены в трехвзаимоперпендикулярных плоскостях,любое вращение головы или угловые ипрямолинейные ускорения движения телабудут приводить в движение эндолимфуполукружных каналов, перемещение которойбудет регистрироваться рецепторами.

Реакциярецепторных клеток вестибулярногоаппарата, вызванная изменением положениятела в пространстве или его движением,приводит к рефлекторному перераспределениюмышечного тонуса.

Эти рефлекторныереакции скелетной мускулатуры,обеспечивающие сохранение равновесиятела в покое, называют статическими(рефлексы позы), а при его движении —статокинетическими. Вестибулярныераздражения приводят к изменениюдеятельности и многих внутреннихорганов. Степень возбудимостивестибулярного аппарата, т. е.

порог егочувствительности, у различных людейколеблется в широких пределах. Существенноевлияние на вестибулярную чувствительностьмогут оказывать другие анализаторы.

Улиц с высокой чувствительностьювестибулярного аппарата и ослабленнымтормозным влиянием на него со стороныдругих анализаторов обнаружено придлительных вестибулярных воздействияхявление укачивания, связанное с ухудшениемсамочувствия и рядом вегетативныхрасстройств, совокупность которыхназывают морской или воздушной болезнью.

Такимобразом, вестибулярный аппарат имеетважное значение в пространственнойориентации человека, координации егодвижений в покое и в процессе двигательнойдеятельности. По мнению И. С.

Беритова(1953), благодаря вестибулярному аппаратув мозге у человека возможно формированиепространственного образа пройденногопути. Развитие вестибулярного аппаратау детей и подростков в настоящее времямало изучено.

Существуют морфологическиеданные, что ребенок рождается с достаточнозрелыми подкорковыми отделамивестибулярного анализатора.

Также как и у взрослых, у детей встречаетсяявление укачивания, возникновениекоторого возможно при перевозке детейв автомобилях, поездах, самолетах и т.д.

Эффективным средством против этогоявляется медицинский препарат аэрон.Фармакологическое действие аэронанаправлено на снижение возбудимостивестибулярных рецепторов.

Важноезначение в снижении возбудимостивестибулярного аппарата имеет егоспециальная тренировка.

Возрастныеособенности:

Раннееморфологическое созревание вестибулярногоанализатора обеспечивает появлениеуже на 4-м месяце внутриутробного развитияразличных рефлекторных реакций свестибулярного аппарата. Они проявляютсяв изменении тонуса мышц, в сокращениимышц конечностей, шеи, туловища, мышцглазных яблок.

Угрудных детей можно наблюдать целыйряд рефлексов с вестибулярного аппарата:разведение рук и растопыривание пальцевпри сотрясении кроватки, условныерефлексы на положение матери длякормления грудью, положительный условныйрефлекс на покачивание. На 2—3-м месяцеребенок дифференцирует вестибулярныераздражения, определяя, например,направление качания.

Многиевестибулярные рефлексы (разведение рукпри встряхивании) наблюдаются тольков первые месяцы жизни. Показано, чтовозбудимость вестибулярного анализаторауменьшается с увеличением возрастадетей. Высокая возбудимость вестибулярногоанализатора во внутриутробном периодеразвития объясняется влиянием, котороеон оказывает на развитие нервной системы.

Предполагают, что раннее морфологическоеи функциональное созревание вестибулярногоанализатора имеет большое значение,способствуя развитию связанных с нимнейронов спинного и головного мозга.

Импульсы, идущие по нервным волокнамот вестибулярных рецепторов ксоответствующим нейронам продолговатогомозга, вызывают освобождение в конечныхразветвлениях этих волокон специфическиххимических веществ.

Последние способствуютсозреванию нейронов вестибулярных ядерпродолговатого мозга и миелинизацииих аксонов, направляющихся к мотонейронамспинного мозга, нейронам мозжечка иядер глазодвигательного нерва. Созреваниеэтих нейронов также направляетсяхимическим веществом, выделяемым вконечных разветвлениях аксонов нейроноввестибулярных ядер продолговатогомозга.

Источник: https://studfile.net/preview/2365408/page:7/

МедЗабота
Добавить комментарий