Психика взрослого человека и ребенка: суть и структура психики

Понятие о психике, ее структуре и функциях. психика и этапы ее развития

Психика взрослого человека и ребенка: суть и структура психики

Понятие и функции психики

Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия  высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Этимологически слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение.

– Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.

– Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).

Психика – это сущность, где внеположность (“ощущение” пространства без чувств, вне чувств) и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е.

психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

Психика – это “субъективный образ объективного мира“.

Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Основными функциями психики являются отражение и регулирование.

Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.

Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себехарактеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает.

Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь.

Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е.

психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение  –  полноценную деятельность мозгавзаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Рис.1. Составляющие психики

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
  • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
  • психическое отражение углубляется и совершенствуется;
  • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
  • преломляется через индивидуальность человека;
  • носит опережающий характер.

Структура психики

Психика проявляется впсихических явлениях.

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

4) психические образования.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Психические процессы:

– познавательные: ощущения, восприятия, память, представления, мышление, внимание, речь, воображение;

– эмоциональные:эмоции, чувства;

– волевые: механизмы волевых действий, волевые качества.

Психические процессы обеспечиваютформирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические состояния: активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия, эйфория и т.д.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,

2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.).

Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека.

Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Психические образования: знания, начальные умения, простые навыки, сложные навыки, сложные умения

Основные этапы развития психики

Развитие психики у животных проходит ряд этапов

I стадия. На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.).

II стадия. На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, “изобретать” новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Рис.2. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный).

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности.

Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Источник: https://students-library.com/library/read/62225-ponatie-o-psihike-ee-strukture-i-funkciah-psihika-i-etapy-ee-razvitia

Психика человека, её структура (стр. 1 из 2)

Психика взрослого человека и ребенка: суть и структура психики

Психика – способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного.

Активная деятельность – важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, углубления. Активное отражение действительности – важнейшее свойство дифференцированного, обладающего многоуровневыми связями между различными отделами – высокоорганизованного мозга. Оно присуще и животным, и человеку.

Чем сложнее, чем сформированней мозг, тем большими способностями обладает психика, тем более она развита. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.

Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств (механизмов) это делает.

Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо сложному событию. Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности. Вы сами, наверное, неоднократно наблюдали, как одно и то же событие одного человека волнует, а другого оставляет безразличным. Видели, как при нападении на хозяина одна собака начинает его защищать, а другая – прячется за него. Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы познаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающею мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события.

Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению. В понятии «психические процессы» подчеркиваются прежде всего динамичность, пластичность, изменчивость, непрерывность психической деятельности.

Психические состояния – относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся [i]бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др[/i].

Хотя психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало, либо вообще не представляет, либо представляет неотчетливо.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

· сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению

· подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению

· уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения

· лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей

· резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности. Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга.

Например, любопытство как выражение познавательного процесса, может переходить в состояние интереса и закрепляться в таком качестве личности, как любознательность. Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Активность – общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Жить – значит быть активным, действовать.

Именно активность позволяет живому существу поддерживать жизненно важные для него связи со средой, она служит основой развития и саморазвития.

Активность обеспечивает поведение человека – его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями.

Поведение может быть в разной степени осознано человеком, определяться сознательно поставленными целями или осуществляться по непосредственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным.

Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Деятельность – сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Основные виды деятельности человека – игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности. Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек. Итак, психология – наука, которая изучает психику. Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в его поведении и деятельности. Цель любой периодизации обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос лишь в том, что обусловливает это качественное своеобразие. В свое время А. Гезелл, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и др. выделяли разнообразные основания для построения периодизации. Систематизация этих попыток была предпринята Л.С. Выготским в работе «Проблема возраста». Все существующие к тому времени периодизации Л.С. Выготский разделил на 3 группы, и это деление оказалось столь методологически удачным, что появляющиеся современные периодизации часто успешно вписываются в предложенную им систематизацию. Л.С. Выготский и сам выстроил периодизацию, руководствуясь диалектической моделью развития и выделяя в нем стабильные и критические возрасты. В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17-ти лет и т.д. Л.С. Выготскому принадлежат два важных понятия, определяющих каждый этап возрастного развития понятие социальной ситуации развития и понятие новообразования. Под социальной ситуацией развития Л.С. Выготский имел в виду складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех изменений, возможных в данный период, и определяет путь, следуя которому человек приобретает качественные образования развития. Новообразование Л.С. Выготский определял как качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития. Соответственно, возраст он определял как объективную категорию для обозначения трех моментов: 1) хронологических рамок отдельного этапа развития, 2) специфической социальной ситуации развития, складывающейся на конкретном этапе развития, 3) качественных новообразований, возникающих под ее влиянием. К скачку в развитии и возникновению новообразований приводят фундаментальные противоречия развития, складывающиеся к концу каждого отрезка жизни и толкающие развитие вперед (к примеру, между максимальной открытостью к общению и отсутствием средства общения речи в младенчестве; между нарастанием предметных умений и невозможностью реализовать их во взрослой деятельности в дошкольном возрасте и т.п.). В настоящее время в мировой психологии широко используется периодизация Э. Эриксона, положившего в основание развития сразу три процесса (знаменитый триптих Э. Эриксона Сома, Психея, Полис): соматическое развитие, социальное развитие и развитие сознательного Я. Свою теорию фаз он рассматривает в пяти размерностях: 1) психосоциальные кризисы; 2) круг референтных лиц; 3) элементы социального порядка; 4) психосоциальные модальности; 5) психосексуальная динамика. Линию Л.С. Выготского в современной отечественной психологии продолжили А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Их позиция в вопросе о периодизации может быть выражена в нескольких тезисах: 1) несостоятельность многих периодизаций психического развития связана с тем, что за их основания брались хотя и характерные, но внешне отдельные признаки развития, а не внутреннее существо этого процесса, поэтому основания периодизации надо искать только во внутренних противоречиях самого развития; 2) периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены одной целостной деятельности другой; личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части; 3) при рассмотрении источников развития психики каждый его период необходимо связывать с наиболее значимым для него типом целостной деятельности ребенка (ведущей деятельностью); 4) целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те психические изменения, которые впервые в нем возникают новообразования; именно эти новообразования служат основным критерием для деления детского развития на отдельные возрасты; на каждой возрастной ступени всегда есть центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Л.С. Выготский, говоря о новообразовании, имел в виду как новый тип деятельности ребенка, так и новый тип его личности, те психологические изменения, которые впервые возникают в этом периоде. А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин развели в новообразовании новый тип деятельности и центральные психологические изменения, впервые возникающие в этой деятельности. Такое разведение определило их понимание движущих сил развития: основой психического развития является, по их мнению, смена деятельности, детерминирующая возникновение новообразований; но и достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития. Тот новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, был назван ведущим. По своему смыслу это понятие близко к понятию социальной ситуации развития у Л.С. Выготского. Ведущая деятельность это 1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре воображение, в учении логической мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития. В основе периодизации А.Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает 1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) подростковый возраст с общественно-полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский с учебно-профессиональной деятельностью. Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальной ситуации развития как системы отношений, в которую вступает ребенок, и способа ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.

Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Д.Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а во второй происходит освоение операционально-технической сферы.

Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия.

Источник: https://mirznanii.com/a/202170/psikhika-cheloveka-eye-struktura

Структура человеческой психики

Психика взрослого человека и ребенка: суть и структура психики

С этой загадочной структурой человека связано много тайн и стереотипов. В этой статье – попытка ответить на самые частые вопросы: что такое психика, как она устроена и как работает?

Понятие психики

Физиологическим носителем психики является нервная система человека.

Психика – это свойство и функция мозга, которая заключается в субъективном отражении объективной действительности в идеальных образах. На основе этих идеальных образов человек и выстраивает свою жизнь и свои отношения с внешней средой. Нервные клетки и рецепторы осуществляют связь центра мозга с внешним миром.

психики: идеальные образы действительно существующих явлений. Они возникают у каждого человека по-разному и зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов и психического состояния человека.

Структура психики

У животных психика тоже есть. Однако человеческая психика является высшей формой психики и еще называется «сознанием» и включает в себя область подсознания и надсознания («сверх Я»).

Психические свойства у каждого свои. Именно они образуют индивидуальность человека. Любой человек может забыть что-нибудь, но не для каждого забывчивость характерная черта. Любой из нас может раздражаться, но не для всех эта черта – личностная особенность.

Психические свойства – постоянные проявления личности, которые передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

  • сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению;
  • подвижность нервных процессов – скорость перехода от возбуждения к торможению;
  • уравновешенность нервных процессов – относительный баланс процессов возбуждения и торможения;
  • лабильность – гибкость нервной системы под воздействием различных раздражителей;
  • резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические свойства определяют типы нервной системы, или типы высшей нервной деятельности. Они отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием психических свойств.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, которые развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят следующие процессы:

  • Ощущение. Развитие психики напрямую зависит от контактов с окружающим миром. Ощущения – источник всех наших знаний об окружающем мире – составляют начальную форму психики.
  • Восприятие. Создание образа вещи или явления зависит от восприятия. Восприятие необходимо и для более глубокого познания объекта.
  • Внимание.
  • Память – способность отражать опыт в узнавании и воспроизведении.
  • Воображение.
  • Представление.
  • Речь.
  • Мышление. Мышление – это высший познавательный психический процесс, суть которого состоит в познании мира и человека в нем.

Эмоционально-мотивационные

  • Эмоции и чувства;
  • состояния (настроение, тревожность и проч.);
  • мотивация;
  • воля.

Отношение человека к явлениям и вещам мира выражается душевными переживаниями, или эмоциями.

Эмоции — это реакции конкретного человека на внутренние и внешние раздражители, которые проявляются в виде позитивных и негативных ощущений (удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.). Эмоции возникают как результат подкорковых возбуждений мозга, которые формируются на основе наследственного или приобретенного опыта.

Со временем эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают в более устойчивые и сложные психические процессы — чувства, которые образуются как результат отношений человека к чему-либо и постоянных конкретных переживаний.

  1. Психические качества, или личностные характеристики

Это относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. К ним относят:

  • характер;
  • темперамент;
  • интеллект.

Представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Функции психики

  • Коммуникативная – психическое отражение действительности, которое обеспечивает, например, возможность общаться.

Психическое отражение обращено одновременно к настоящему, прошедшему и будущему. То есть на отражение настоящего оказывает влияние и прошлый опыт, хранящийся в памяти, и мысли человека о будущем.  Причем одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

  • Познавательная – способность познавать окружающий внешний мир и осознание человеком своего места в нем.

Эта функция обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в реальном мире.

  • Регулятивная – обеспечение регулирования всех форм поведения человека и всех видов (игровой, учебной, трудовой) его деятельности.

Психика человека, с одной стороны, отражает воздействия внешней среды, адаптируется к ней, а с другой — регулирует этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Поведение – это внешняя форма проявления психики.

Источник: https://www.zdorovieinfo.ru/is_psihika/psihika/struktura-chelovecheskoj-psixiki/

Понятие, структура, функции психики

Психика взрослого человека и ребенка: суть и структура психики

ЛЕКЦИЯ 2. Развитие психики в филогенезе

Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объектив­ным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные — человеческие чувства, желания, воспоми­нания и т.д. Каждый человек наделен психической жизнью.

Психика – это свойство высокоорганизован­ной материи отражать объективную реальность, создавать психические образы и регулировать деятельность человека и его поведение.

Психика — это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе иде­альных образов, на основе которых осуществляется актив­ное взаимодействие человека со средой.

Отражение выражает в себе способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в сво­их изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения зависит от формы суще­ствования материи.

В природе можно выделить три основ­ных формы отражения. Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения, характерная для взаимодействия объектов неживой природы.

Более вы­сокому уровню соответствует физиологическая форма отра­жения.

Следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения со специфи­ческой для человеческой психики наивысшей ступенью от­ражения — сознанием.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Человеческая деятельность служит и дви­жущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умствен­ные действия.

Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий.

Психика человека — социально обусловленный фено­мен, а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она мозгом. Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сво­дить к нейрофизиологическим процессам.

Специфика работы человеческого мозга состоит в осо­бом способе кодирования поступающей извне информации. Психическое отражение действительности человеком – это отражение, опосредованное словесным знаком, челове­ческим понятием, сформированным в общественно-исто­рической практике.

Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархи­чески организованы и очень изменчивы.

Структура психики.Всё многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие группы:

1. Психические процессы — это элементарные психи­ческие явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей дейст­вительности (длятся от доли секунд до десятков минут и более). Как правило, имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы подразделяются на:

а) познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь);

б) эмоциональные (эмоции и чувства);

в) волевые (воля).

2. Психические состояния более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продол­жаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию.

Они выражаются в определенном уровне, работоспособ­ности и качестве функционирования психики человека, свойственных для него в определенный момент времени. К ним относятся состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или уста­лости, раздражительности, рассеянности, хорошее или плохое настроение.

3. Психические свойства — наиболее устойчивые и посто­янно проявляющиеся особенности личности, обеспечиваю­щие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного челове­ка. К ним относятся направленность (что хочет человек?), темперамент и характер (как проявляется человек?), спо­собности (что может человек?).

4. Психические образования — это то, что становится результатом работы психики человека, ее развития и само­развития; это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и професси­онального опыта. К ним следует относить приобретенные знания, навыки и умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.

5. Социально-психологические явления — это психоло­гические феномены, обусловленные взаимодействием, общением, взаимовлиянием людей друг на друга и их при­надлежностью к определенным социальным общностям (классам, этносам, малым и большим группам, религиоз­ным конфессиям и т.д.).

Функции психики.Психика выполняет определенные функции: отраже­ния воздействий окружающей действительности; регу­ляции поведения и деятельности людей; осознания ими своего места в окружающем мире.

1. Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

– это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенству­ющийся, создающий и преодолевающий свои противо­речия;

– внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики и конкрет­ные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним человеком);

– это правильное, верное отражение действитель­ности (возникающие образы материального мира явля­ются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отра­жают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутрен­нее содержание деятельности и поведения.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в объектив­ном мире, гарантируя ему осмысление этого мира и адекватное к нему отношение.

С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как пред­ставителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находившегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей совместной деятельности, поддерживать гар­монию в обществе в целом.

Источник: https://studopedia.su/11_105642_ponyatie-struktura-funktsii-psihiki.html

Психика человека

Психика взрослого человека и ребенка: суть и структура психики

Давайте поговорим о психике человека, но не с позиции как она работает в сферическом вакууме, а с уклоном на практическую составляющую. Мы рассмотрим психические процессы человека и как их можно их использовать для того чтобы становиться более уверенным, избавиться от страхов, а также создавать полезные убеждения.

Психика человека устроена так, что она достаточно адаптивна. Чем старше человек становится, тем более гибкая становится психика (с точки зрения сознания убеждений).  Это нужно для того, чтобы человек мог эволюционировать.

У маленького ребёнка основная задача выжить. Поэтому если что-то с ним происходит связанное с угрозой жизни, то он выносит решение как действовать в подобных ситуациях.

Пройдут десятилетия, а решение останется таким же, каким оно было принято в раннем детстве.

К примеру, если маленького мальчика бабушка напугала сказав: «Не ходи в темноту, там Бабайка», то маленький мальчик пронесет этот страх через всю жизнь. И спустя десятилетия он будет задаваться вопросом: почему когда в квартире он выключает свет, ему начинает лезть в голову страшные мысли. Он знает, что это совершенно идиотские мысли, но, тем не менее, его будет мысли будут приходить.

Особенности психики человека

Как же так может получаться, что решение которое маленький ребёнок принял в детском возрасте, продолжает функционировать даже когда это решение совершенно неуместно. Дело в том, что психика человека не обладает логикой.

Логикой обладают только сознание. А убеждения, которые идут из бессознательного воспроизводится без фильтров. В этом есть большой смысл.

Если человеку угрожает смертельная опасность, а он в этот момент будет думать как ему лучше поступить, то он может просто погибнуть.

Когда происходит что-то реально угрожающее жизни, это требует быстрых и незамедлительных действий. Поэтому бессознательное человека берёт на себя весь контроль и мгновенно начинает действовать. Тупо, топорно, но быстро.

Если есть автоматическая программа связанная с данным стимулом, то в критической ситуации вы становитесь практически безвольной марионеткой.

У кого-то контроль теряется полностью, у кого-то контроль теряется лишь частично.

Могу лишь сказать, что у 10% населения земли контроль над ситуацией теряется полностью, то есть бессознательная часть полностью забирает контроль над ситуацией (их называют сомнамбулы).

Желание меняет психику

Как это может не звучать странным, но каждое желание, особенно направленное на себя (я плохой, я недостойный, я жалкий) — кардинально меняет физику и психику тела. И это происходит иногда за несколько часов самокопания. Почему так происходит я объясняю в видео

Бессознательные программы человека

Давайте разберемся, как работают бессознательные программы. Как я уже говорил, маленький ребёнок, если с ним произошло что-то опасное для жизни, может принять автоматическую программу реагирования.

Я уже привел пример с мальчиком, который решил не ходить в темноту потому, что там опасная Бабайка (это, кстати, реальная ситуация моего клиента).

Хотя ситуация не связана с угрозой жизни напрямую (угроза жизни от Бабайки не было), но было достаточно воображения ребенка и ощущения страха.

Итак, у нас есть ребенок, который записал бессознательную автоматическую программу для стрессовой ситуации. Если бессознательное обнаружит, что происходит с с человеком что-то что совпадает с угрозой жизни из базы бессознательных программ, то бессознательное тоже включит автоматическую программу защиты.

Когда нам летит что-то в лицо мы моргаем. Если мы слышим сзади визг тормозов, то мы автоматически реагируем. Это происходит очень быстро.

В большинстве случаев бессознательные решения записываются именно в момент травматичной ситуации.  Например, когда на беременную маму нападают собаки, ребёнок в животике может записать программу автоматического реагирования на собак. Так у ребенка может создаться один из самых первых страхов.

Для справки: ребёнок начинает обучение не с момента рождения, а с момента одного месяца после зачатия. Он запоминает всё, что видит, слышит и чувствует мама.Все значимые события запоминаются. Позднее в процесс включается анализ ситуации — знания которые он получил также от мамы. Появятся зачатки логики (сравнение предыдущего опыта с нынешним).

При работе с одной клиенткой, она вспомнила, что на 8 месяце после зачатия, она будучи в маме думала так: «Мама не знает что для меня хорошо. Мама может мне навредить».

Это думал ребенок, который находился еще в утробе! Но когда клиентка вспомнила себя в 2 месяца после зачатия, то в тот момент мама думала о себе: «Я ничего не умею, ничего не знаю. Я могу ребёнку случайно навредить. Я не справлюсь».

Эту информацию ребенок записал в свой головной мозг: «Мама не знает. Она может навредить».

Ребенок просто подчистую записал то, что мама думала о себе. А в последствии использовал эти знания для выстраивания отношений с мамой. И это вылилось в огромное непонимание ребенком мамы. А позднее когда ребенок вырос, это вылилось в то, что он стал считать себя лучше других во всем: «Я знаю, а вы не знаете. Я лучше вас.». Эта надменность действовала крайне разрушительно на жизнь.

Чуть позже я объясню как это исправить, и как вспомнить значимые детские переживания.

Поведение и психика человека

Вам, наверное, уже понятно, что поведение человека очень сильно зависит от того, какие травмы были нанесены ребёнку в детстве. Например, стеснительность, которую многие считают неотъемлемой чертой характера — всего лишь детская травма связанная с окружающими людьми.

Ребёнок в детстве решил, что окружающих людей нужно избегать, потому что они могут быть опасны. Например, он не вовремя подошел к папе попросил поиграть, а папа его обругал.

Ребёнок в этот момент обиделся и в его бессознательные программы записался вывод, что даже близких людей нужно бояться.

Как бы этот человек не старался быть открытым и спокойным его бессознательные программы будет постоянно утягивать его в другую сторону. Потому что бессознательная программа работает постоянно, днем, ночью, когда ты уставший и когда нет.

Единственный момент, когда бессознательная программа может отключиться, если на человека действует угроза другого характера. К примеру, на военных действиях у солдат обычно психосоматические заболевания пропадает.

Давайте разберемся, почему так происходит.

Каждое психосоматическое заболевание это автоматическая программа защиты психики человека.

  • Заикание избавляет человека от нежелательного общения.
  • Аллергия может ограждать человека от ненужных ситуаций, мест, еды.
  • Депрессия от лишнего нервного напряжения.

Да, это может казаться совершенно иррациональным избегать, скажем, апельсинов (пищевая аллергия на цитрусовые). Но в детстве могло произойти что-то, что ребёнок посчитал смертельно опасным.

Например, ему в несколько месяцев дали лимон, это было настолько неприятно для маленького ребенка, что он подумал что может умереть, и в этот момент ребёнок принял решение что всё что имеет вкус цитрусовых — опасно для жизни.

Ребёнок вырос и он уже и забыл об этом инциденте, а бессознательные программы до сих пор продолжают функционировать.

Вернемся к солдатам и боевым действиям. Когда солдат попадает в боевые действия, это представляет реальную угрозу жизни и это перекрывает те угрозы, которые были записаны в младшем возрасте. Поэтому психосоматические заболевания сами по себе проходят (активируются другие защитные программы). Но когда солдат вернется в обычную жизнь, всё может вернуться на старое русло.

Развитие психики человека

Как можно использовать эти знания для того чтобы развить психику человека до новых высот? Уже наверное понятно, что если у нас есть какая-то бессознательная программа, то она может мешать нашему развитию.

К примеру, если человек боится брать на себя ответственность, потому что в детстве у него была ситуация в которой он взял на себя ответственность и подвергся наказанию. В тот момент он решил, избегать ответственности. Да, детство прошло и он может уже действовать более осознанно, но программа всё также хранится в памяти.

Если этот человек решит, скажем, стать начальником, то у него ничего не выйдет, потому что его бессознательное будет саботировать вес процесс.

Как же можно сделать так, чтобы эту бессознательную программу убрать, а за место неё создать положительную автоматическую программу? Давайте для начала разберемся, можно ли ввести в бессознательные программы те, которые бы нам помогали. Например убеждение: «Я всё могу».

Я думаю, на этот вопрос вы сами знаете ответ, потому что у вас есть знакомые, которые верят в себя и считают что они всё могут, а вся их вера базируется на том, что у них было несколько ситуаций, которые были подтверждением этого. Впрочем, и у вас тоже.

Весь секрет состоит в том, что любой человек может поверить в любую положительную сторону своего характера, если этому не будет мешать его бессознательное. Если у человека в бессознательном записано обратное, то хоть сколько убеждай в том, что ты все можешь — ничего не произойдет.

Но если в психике человека не будет деструктивных программ, то ввести нужные убеждения не составит большого труда.

Убрать бессознательную программу из психики

Когда в психику человека записывалась бессознательная программа, человек находился в трансовом состоянии.  Потому что  когда происходит ситуация связанная с угрозой жизни, то контроль передается подсознанию. То есть человек уходит из сознательного состояния и погружается в транс. Из-за того, что человек в трансе и происходит запись решения в подсознание.

Для того чтобы нам убрать программу из подсознания нам нужно также быть в трансовом состоянии. Существует несколько способов погружения в трансовое состояние. Это медитация, это специальные йога техники, это погружение через дыхание. Но все эти приемы требуют годы на освоение. Я же расскажу о использование гипноза, потому что он быстрый и безопасный.

Индукцией Элмана (прогрессивная техника погружения в гипнотический транс), можно ввести в транс любого человека всего за 10 минут. И после того как человек погрузиться в трансовое состояние он может исправить бессознательные решения которые принял в детском возрасте. А за место этих деструктивных решений создать новые положительные, которые бы его подписывали.

Альтернативный путь исправления бессознательных программ это регрессивный анализ. Это поиск первопричины дискомфортного поведения используя регрессию по возрасту.Я считаю ее одной из самых безопасных и эффективных техник 21 века.

Будьте здоровы и счастливы!

С уважением Олег.

P.S. Для тех кто это прочитал, и желает конкретных действий, вы можете использовать положительные выводы которые есть на моём сайте. Они бесплатны.

Их нужно повторять по специальной методике: глядя себе в глаза, через зеркало, вслух.

Обычно я даю эти выводы своим клиентам, для того чтобы после нашей терапии они быстрее выходили на позитивное самочувствие. Как поддерживающий инструмент.

P.P.S. Кому интересны более эффективные пути, вы можете приобрести курс по самостоятельной проработке страха, и исправить все свои страхи самостоятельно.

P.P.P.S. А для тех кто кому нужен самый эффективный и быстрый путь, вы можете обратиться ко мне для избавления от страхов. Это самое лучшее вложение времени в себя.

P.P.P.P.S. А если вы сами хотите помогать другим людям становиться счастливыми и свободными, для вас записал практический курс регрессивного анализа.

P.P.P.P.P.S. Улыбайтесь чаще. Второго шанса не будет 

Источник: https://OlegDimitrov.ru/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0/

МедЗабота
Добавить комментарий