Нервная возбудимость. Повышенная эмоциональная возбудимость у детей: что нужно знать родителям

Беспокойный ребенок | #09/02 | Журнал «Лечащий врач»

Нервная возбудимость. Повышенная эмоциональная возбудимость у детей: что нужно знать родителям

Повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, нарушения сна, быстрая утомляемость — все перечисленные симптомы знакомы врачам не понаслышке.

С подобными жалобами родители, уставшие от поведения собственных детей, нередко обращаются к педиатрам, неврологам и семейным врачам. Далеко не всегда оказывается, что у детей имеются выраженные расстройства нервной системы или психоэмоциональной сферы.

Тем не менее в большинстве случаев пациентам педиатрического возраста нужна медицинская помощь.

Хотя практика показывает, что зачастую вполне можно обойтись без медикаментозной коррекции, большинство родителей больше доверяют лекарствам. При этом они явно отдают предпочтение так называемым «натуральным» средствам (преимущественно растительного происхождения).

Иногда родители отождествляют это понятие с гомеопатическими препаратами, которые далеко не всегда состоят исключительно из растительных компонентов.

Лечебный арсенал аллопатических и гомеопатических лекарственных препаратов, представленных в России, позволяет подобрать нужное средство для детей любого возраста.

Несколько более сложным представляется оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), поскольку эти пациенты требуют совместных усилий со стороны неврологов, психологов и психиатров.

К сожалению, на сегодняшний день стимулирующих препаратов (риталина, метилфенидата), используемых в других странах мира при лечении СДВГ, в нашей стране нет [1, 2]. Вместо них применяются препараты ноотропного ряда (ноотропил, семакс, пантогам и т. д.) в комбинации с различными поливитаминными препаратами [3].

Средства, подобные упомянутым, должны назначаться исключительно врачами-неврологами (с контролем эффекта лечения, индивидуальным подбором дозировки и периодическим наблюдением).

Особая категория пациентов — это дети в возрасте от года до 3 лет, психоэмоциональный статус которых в период раннего детства характеризуется нестабильностью, повышенной возбудимостью, различными поведенческими реакциями.

Для обозначения этого состояния в англоязычной литературе существует термин temper tantrums; в России аналогичного понятия не существует, хотя иногда пользуются выражением «истерики второго года жизни» (что не совсем верно, поскольку, как уже указывалось, описанные выше проявления могут наблюдаться в той или иной степени выраженности у детей до 3-летнего возраста) [4]. До сравнительно недавнего времени среди психоневрологов был принят вполне приемлемый термин «невропатия», но в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) такого понятия больше не существует [5]. Описываемая «болезнь роста», являющаяся в равной степени педагогической и медицинской проблемой, чаще исчезает по достижении детьми указанного возраста, но иногда требует дополнительных назначений препаратов, поскольку может впоследствии трансформироваться в неврозы, неврозоподобные состояния и психопатии. Использование таких транквилизаторов (антианксиолитических средств), как атаракс, элениум, лоразепам, — это довольно серьезный метод медикаментозной коррекции, к которому большинство родителей относятся без энтузиазма.

В то же время существует ряд мягких седативных средств, которые при необходимости можно применять при описанных выше нарушениях у пациентов педиатрического возраста.

В частности, детям раннего и дошкольного (а иногда и грудничкового) возраста российские медики чаще всего назначают препараты валерианы, пустырника и так называемую микстуру с цитралем.

При этом цитраль, входящий в состав названной микстуры, играет второстепенную роль (он используется в качестве антисептического средства и консерванта).

Рецепт этой микстуры может варьировать: валериана (экстракт корня или вытяжка) и/или пустырник, дистиллированная вода или 10%-ный раствор глюкозы, бромид натрия (с давних пор известно, что препараты брома обладают способностью концентрировать и усиливать в коре головного мозга процессы торможения), сульфат магнезии. Добавлять в микстуру антигистаминные средства не рекомендуется.

Валериана (лекарственная).

Препараты на ее основе (изолированные настои, настойки, а также растворы в комбинации с другими комплексными средствами) уменьшают возбудимость ЦНС, вследствие чего их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, нарушениях сна и подобных состояниях.

Уже давно доказано, что препараты валерианы снижают рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы и усиливают тормозные процессы в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга. При лечении детей раннего возраста чаще используют настои корня валерианы.

Пустырник (пятилопастный). В педиатрической практике используются настои, настойки и (реже) экстракты пустырника. Состав растения настолько сложен, что его до сих пор продолжают изучать.

Считается, что седативный эффект настойки пустырника в 2-3 раза сильнее, чем настойки валерианы [6]. Поэтому препараты пустырника используют при повышенной возбудимости, неврастении и неврозах не только у детей и подростков, но и у взрослых.

В отечественной медицине кроме валерианы и пустырника широко используется ромашка.

Ромашка аптечная. Это лечебное растение применяется в виде отвара, настойки или чаев, поскольку является мягким седативным средством, эффективным при лечении нарушений сна, дисфункций желудочно-кишечного тракта и пр.

Примером могут служить успокаивающий чай и чай из ромашки фирмы Хипп, которые можно рекомендовать в комплексном лечении проявлений перинатального поражения нервной системы с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, а также здоровым детям — для улучшения сна.

В числе действующих компонентов ромашки можно назвать эфирное масло, азулен, флавоноиды, полисахариды, витамины и некоторые другие биологически активные вещества. Помимо приема внутрь, отвары ромашки удобно использовать в качестве наружного средства (ванны).

Среди наиболее распространенных на сегодняшний день седативных средств на натуральной основе, выпускаемых фармакологической промышленностью, следует упомянуть такие широко используемые комплексные препараты, как ново-пассит (производство «Галена А. С.

/Нортон Хелскэр Лтд», Чехия/Великобритания) и персен (фирмы «ЛЕК», Словения). Ново-пассит выпускается в виде раствора для приема внутрь и таблеток, а персен в таблетках. В основе обоих препаратов лежит комбинация лечебных трав.

Например, в состав ново-пассита входят экстракты боярышника, хмеля, валерианы, зверобоя, мелиссы, страстоцвета, черной бузины и гвайфенезин (последний является также отхаркивающим средством) [7]. Персен состоит из экстрактов валерианы, а также перечной и лимонной мяты [8].

Ниже рассмотрим наиболее важные растительные компоненты этих двух препаратов.

Мята перечная.

Вытяжки из травы мяты перечной наряду с желчегонным, антисептическим и болеутоляющим эффектом обладают успокаивающими и спазмолитическими свойствами, а также оказывают рефлекторное коронарорасширяющее действие.

Сходным эффектом обладает также мята лимонная (мелисса), которая, как и мята перечная, относится к эфиромасличным растениям. Мята и мелисса входят в состав детского чая Хипп, который можно рекомендовать как общеукрепляющее средство.

Боярышник (кроваво-красный, колючий и пятипестичный). Общеизвестны кардиотонические и спазмолитические свойства препаратов боярышника (за счет содержания тритерпеновых соединений и флавоноидов), используемые в терапии заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Но впоследствии было обнаружено, что настои и экстракты этого растения позволяют улучшить снабжение кислородом не только миокарда, но также и нейронов головного мозга. Седативная активность препаратов боярышника объективно доказана.

Вследствие этого, а также по причине малой токсичности препаратов растения боярышник получил довольно широкое распространение в качестве успокоительного средства (настой цветков или плодов растения, настойка боярышника и т. д.).

Хмель обыкновенный. Ценность этого травянистого многолетнего растения не ограничивается его использованием в качестве сырья для пивоваренной промышленности.

Нейротропное действие галеновых препаратов из шишек хмеля связывают с наличием в них лупулина, оказывающего успокаивающее действие на ЦНС [6]. Масло хмеля (наряду с другими компонентами) входит в состав препарата валокордин («Кревел Мойзелбах», Германия).

В педиатрии он может применяться по 3-15 капель 3 раза в день (до еды с небольшим количеством жидкости) в зависимости от возраста и симптомов [7].

Зверобой (продырявленный). Трава зверобоя обладает многосторонними фармакологическими свойствами, среди которых особого внимания заслуживает спазмолитический эффект, а также капилляроукрепляющее действие, типичное для соединений, содержащих витамин Р. Поэтому зверобой является ценным компонентом седативных лекарственных сборов и довольно широко используется в этом качестве.

Среди гомеопатических средств в свете рассматриваемой проблемы интерес для врачей представляет нервохель (фирмы «Биологише Хайлмиттель Хель ГмбХ», Германия). Препарат выпускается в сублингвальных таблетках, которые рекомендуется принимать по одной 3 раза в день.

Противопоказаний к применению препарата нет, а побочные эффекты на фоне приема не выявлены [8]. Другим препаратом со сходным эффектом является валерианахель.

Помимо настойки валерианы в состав этого гомеопатического средства входят боярышник, мелисса, ромашка, овес посевной (содержащийся в овсе комплекс витаминов группы В играет важную роль в осуществлении трофической функции нервной системы) и другие компоненты.

Валерианахель назначают детям с 2-летнего возраста (детям 2-6 лет — по 5 капель 3 раза в день, пациентам 6-12 летнего возраста — по 10 капель 3 раза в день) [8].

В ряде случаев проблему беспокойного ребенка можно решить, не прибегая к назначению каких-либо медикаментозных средств.

Этому способствуют некоторые режимные мероприятия (контроль за продолжительностью дневного и ночного сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание), закаливание, лечебные ванны (со сборами трав или солей), правильное воспитание, адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.

Иногда беспокойный ребенок является продуктом социальной депривации или гиперопеки в семье. Именно по этой причине детям дошкольного возраста рекомендуется посещать детские сады.

Даже практика привлечения к воспитанию малыша нянь и гувернеров (популярная среди материально обеспеченных россиян) не в состоянии заменить общение ребенка с другими детьми, способствующее элементарному постижению норм социальной жизни.

Тем не менее врачам необходимо ориентироваться среди многочисленных медикаментозных препаратов, предлагаемых в качестве седативных средств.

Лишь в этом случае можно обеспечить своевременную коррекцию возникших нарушений психоэмоциональной сферы.

Концепция доказательной медицины подразумевает, что при принятии клинических решений следует руководствоваться наиболее достоверными и проверенными сведениями об эффективности назначаемого лечения [9].

Литература

  1. Child Neurology (Menkes J. H., Sarnat H. B., eds.). 16th ed. Lippincott Williams and Wilkins. Philadelphia-Baltimore. 2000. 1280 р.
  2. Nelson textbook of pediatrics (Behrman R. E., Kliegman R. M., Jenson H. B., eds., Nelson W. E., Sr. Ed.). 16th ed. Philadelphia-London.-W. B. Saunders. 2000. 2414 р.
  3. Лебедев Б. В., Фрейдков В. И., Шанько Г. Г. и др. Справочник по неврологии детского возраста / Под ред. Б. В. Лебедева. М.: Медицина, 1995. 448 с.
  4. Zigelman D. The pocket pediatrician. Doubleday. New York – London, 1995. 432 p.
  5. Булахова Л. А., Саган О. М., Зинченко С. Н. и др. Справочник детского психиатра и невропатолога / Под ред. Л. А. Булаховой. К.: Здоров'я, 1985. 288 с.
  6. Cоколов С. Я., Замотаев И. П. Справочник по лекарственным растениям (фитотерапия). 2-е изд. М.: Недра, 1987. 512 с.
  7. Регистр лекарственных средств России “Энциклопедия лекарств” /Гл. ред. Г. Л. Вышковский. 9-е изд., перераб. и доп. М.: РЛС-2002, 2002. 1504 с.
  8. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник / Вед. ред. Е. А. Толмачева, 8-е изд., перераб., исправл. и доп. М.: АстраФармСервис, 2002. 1488 с.
  9. Клинические рекомендации, основанные на доказательной медицине: Пер. с англ. / Под ред. И. Н. Денисова, В. И. Кулакова, Р. М. Хаитова. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. 1248 с.

Источник: https://www.lvrach.ru/2002/09/4529632/

Причины эмоциональной и двигательной возбудимости детей дошкольного возраста

Нервная возбудимость. Повышенная эмоциональная возбудимость у детей: что нужно знать родителям

Анастасия Пырьева
Причины эмоциональной и двигательной возбудимости детей дошкольного возраста.

Воспитатель детского сада нередко сталкивается с детьми, проявляющими повышенную двигательную активность и эмоциональную возбудимость. Такой ребенок не только испытывает затруднения при усвоении новых знаний и навыков на занятиях, но и значительно затрудняет работу с другими детьми.

Излишняя эмоциональная возбудимость и отвлекаемость негативно влияет на познавательную сферу ребенка: в силу неспособности сосредоточиться, ребенку трудно овладеть знаниями и навыками, получаемыми в детском саду. Страдает и коммуникативная сфера: ему трудно дружить со сверстниками, соблюдать правила игр, продуктивно взаимодействовать со взрослыми.

Прежде всего, необходимо осознавать разницу между нормой (характерологические особенности, темперамент) и нарушением.

Разумеется, ставить диагноз «гиперактивнось» и «СДВГ» имеет право только врач, но воспитателю и педагогу-психологу надо понимать, в каком случае возможно помочь ребенку, выстраивая педагогическое общение с учетом его индивидуальных особенностей, когда требуется коррекционная работа педагога-психолога, а в каком случае следует порекомендовать родителям проконсультироваться с врачом.

К индивидуально-психологическим особенностям относится характер и темперамент. Вам, разумеется, известно, что четыре типа темперамента – холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики – характеризуются различной подвижностью психической активности, соотношением процессов торможения и возбуждения.

Наиболее активны и динамичны холерики. Проявления этого типа темперамента совершенно нормальны и не нуждаются в коррекции. Но необходимо строить педагогическое общение с ребенком-холериком, учитывая его индивидуальные особенности. Дети-холерики активны, подвижны, проявляют яркие эмоции (они не просто смеются, а хохочут, предпочитают подвижные игры.

Для них характерно трудное закрепление нового навыка, но усвоенный навык так же трудно изменить. Речь холериков быстрая и сбивчивая. Из-за повышенной подвижности и импульсивности таких детей, не редко появляются проблемы с дисциплиной.

В связи с этим, необходимо делать акцент на развитии произвольности и саморегуляции, предоставлять возможность продуктивно выплескивать свою активность.

Ребенок, у которого может быть обнаружена гиперактивность, похож на холерика. Однако у него имеются отличия. Ребенок-холерик, который занят интересным делом, будет упорно стремиться довести его до конца. Более того, упорное стремление к достижению поставленной цели является отличительной особенностью этого типа темперамента.

Гиперактивный ребенок не может удерживать внимание даже на том занятии, которое ему интересно, отвлекается и переключается на постороннее, ничего не доделывает начатое до конца. Холерик – классический почемучка. Ему хочется узнать «Как?», «Зачем?», «Из чего это сделано?» Задав вопрос, он охотно выслушает ответ. Гиперактивнй ребенок не проявляет любознательность.

Если он и задает вопрос «Почему?» и «Зачем?», то сразу же отвлекается на другие многочисленные раздражители. Ответ его не интересует. Засыпание гиперактивного ребенка вызывает проблемы как у него самого, так и у взрослых, сопровождается капризами. Сон таких детей чуток – посторонние звуки могут легко разбудить малыша. Заснуть снова ему будет трудно.

Холерик, хотя и отличается подвижностью и энергичностью, спит крепко.

Еще раз хотелось бы предостеречь вас от самостоятельной постановки диагноза! Мы, педагоги, можем лишь сделать предположение о наличии нарушений в работе нервной системы ребенка и порекомендовать родителям проконсультироваться со специалистом.

Другой причиной двигательной и эмоциональной возбудимости ребенка может быть стресс, связанный с неблагоприятным психологическим климатом в семье, травмирующие события или события, нарушающие привычный ритм жизни ребенка (болезни у близких, развод родителей, смена места жительства).

Если признаки гиперактивности или проявления темперамента, так или иначе, заметны еще в раннем возрасте, то здесь нарушения появляются тогда, когда ребенок оказывается в неблагоприятных условиях. Воспитатель может заметить внезапное изменение поведения.

Обычно покладистый и отзывчивый ребенок вдруг становится капризным, вертлявым, отказывается выполнять просьбы воспитателя и соблюдать правила игр.

Успешная помощь такому ребенку возможна при условии готовности родителей сотрудничать с педагогами детского сада, создать более благоприятный психологический климат в окружении ребенка.

Для уточнения особенностей и причин эмоциональных и поведенческих нарушений полезно провести диагностику эмоциональной сферы: рисунок семьи, тест Люшера для детей.

Задача педагога-психолога в данном случае – помощь ребенку в овладении навыками релаксации и отреагирования негативных переживаний.

Таким образом, чрезмерная возбудимость может быть вызвана разными причинами. Прежде чем принимать по отношению к ребенку какие-либо дисциплинарные или коррекционные меры, необходимо внимательно изучить причины нарушений и предоставить ему адекватную помощь.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/prichiny-yemocionalnoi-i-dvigatelnoi-vozbudimosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Повышенная нервная возбудимость у ребенка: что делать родителям непоседы?

Нервная возбудимость. Повышенная эмоциональная возбудимость у детей: что нужно знать родителям
Легко возбуждающийся, непоседливый, неуравновешенный ребенок… В течение нескольких лет проблемы с такими детьми были поводом для опросов и страстных дискуссий. В результате к нашим дням выработалась тенденция (на наш взгляд, несколько поспешная) считать такое поведение патологическим (см.

«Гиперактивность»), хотя вовсе не всегда легкая возбудимость говорит об имеющейся патологии.

Конечно же, существуют проблемы поведения, возникающие с определенной частотой, повторяющиеся, и они действительно требуют обращения к специалисту, но только в том случае, когда нестабильность существенна, не поддается контролю, сопровождается агрессией и продолжается долго.

Чаще же всего речь идет об ответе на события вокруг: может быть, ребенок реагирует подобным образом на какие-то проблемы в семье? А иногда так проявляется скрытая депрессия: у детей она нередко выражается именно в повышенной подвижности — малыш нуждается в движении для того, чтобы бороться с печалью внутри.

Чрезмерная подвижность вкупе с легкой возбудимостью могут быть также просто чертой характера: одни дети более непоседливы, чем другие.

Какие аспекты необходимо принимать во внимание?

Если ребенок кажется вам излишне активным, в какие-то моменты демонстрирует это особенно явно — например, во дворе, где гуляет группа, — но это не отражается ни на чем, включая процесс обучения, можно особенно не тревожиться.

Дети, которым удается сдерживаться во время занятий, дома могут быть более непоседливыми и более возбужденными.

Совсем маленькому ребенку необходимо двигаться.
Помните, обращаясь к крохе, что эпизоды, когда вы требуете от него внимания, должны быть короткими — их продолжительность всегда зависит от возраста малыша.

Занимаясь с ребенком, чередуйте типы его деятельности: после периода физической активности, когда ребенок, хорошенько подвигавшись, израсходует энергию, должен иметь место период более «тихий», позволяющий малышу сосредоточиться.

Будьте внимательны к качеству сна своего ребенка: ни один усталый ребенок не может усидеть на месте, усталость приводит к легкой возбудимости.

Не является ли чрезмерная подвижность вашего малыша отражением жизни в семье? Если все дело именно в этом, подумайте о том, как сделать семейную атмосферу более спокойной.

Конечно, это нелегко, потому что ребенок своим поведением и сам провоцирует стрессы у взрослых, тем не менее именно здесь лежит одна из главных проблем возбудимости и психической нестабильности: они усиливаются из-за реакции, которую вызывают у окружающих, — стало быть, здесь можно говорить о чем-то вроде самовозбуждающейся системы.

У вас ощущение, будто ребенок «бесится» нарочно — чтобы вы на него накинулись

Да, «беситься» для ребенка — один из способов привлечь ваше внимание, когда ему кажется, что вы отдаляетесь, становитесь менее для него доступны.

— Главное в подобных случаях — не наказывать! Прежде всего надо попробовать разобраться, чем вызвано такое поведение ребенка.

— Подумайте, что в вашем методе воспитания можно смягчить или изменить, разнообразить.

— Находите время для ребенка, пытайтесь расшифровать, какие сигналы он вам посылает, формулируйте его просьбы четко, недвусмысленно, спокойно и — показывая, что осознаете их значимость.

— Предлагайте малышу спокойные виды деятельности, выбирая те, что интересны именно для него. Детский психиатр Стенли Гринспен* называл этот вид занятий с детьми «временем на полу», потому что никто — ни родители, ни педагоги — не гнушается тем, чтобы сесть рядом с малышом на землю и заняться там чем-то важным для него.

— Устраивайте «свидания» с ребенком, необязательно очень уж продолжительные, но такие, когда вы на самом деле полностью в его распоряжении. Подобный ответ на неуправляемость сына или дочери поможет им ввести перевозбуждение, только и имевшее целью привлечь к себе внимание мамы, в русло нормальной в вас потребности.

Однако всего этого не всегда достаточно, чтобы помочь чрезмерно возбудимому ребенку.

Ребенок по-настоящему страдает — точно так же, как вы, даже если вам кажется, будто это не так, даже если кажется, будто именно он за все ответственен. На самом деле чаще всего он пленник собственного поведения.

Бесполезно, даже вредно множить наказания: в конце концов малыш вас возненавидит или станет избегать, боясь оставаться с вами наедине. Надо проконсультироваться у специалиста, и вам помогут.

— Консультация в любом случае станет этапом, который позволит выйти из замкнутого круга, в котором вы с ребенком оказались.

* Стенли Гринспен (1941-2010) — выдающийся детский психиатр, один из крупнейших в мире специалистов по коррекции детских эмоциональных нарушений. В России издана его книга «Ребенок-тиран. Подход к детям пяти «трудных» типов».

Источник: https://5psy.ru/roditeli-i-deti/povyshennaya-vozbudimost-u-rebenka.html

МедЗабота
Добавить комментарий