Мезодиастолический ритм галопа

Трифонов Е.В. Антропология: дух

Мезодиастолический ритм галопа

Трифонов Е.В.
Антропология:   дух – душа – тело – среда человека,или  Пневмапсихосоматология человека
Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015
πψσ
Общий предметный алфавитный указатель
РИТМ [ rhythm ]     (Греч.: ρυθμός – стройность, складность, соразмерность, пропорциональность; 1589).      Ритм – это качественная (не количественная) характеристика реального или абстрактного периодического процесса, выражающаяся в регулярном повторении сходных и соизмеримых частей в составе целой функции (процесса). Наличие ритма является признаком частичной или полной регулярности процесса.      Периодический процесс может быть полностью регулярным процессом или частично регулярным процессом.      Полностью регулярный процесс имеет одну или более полностью регулярных составляющих. Простейшим полностью регулярным периодическим процессом является гармонический процесс.      Полностью регулярные периодические процессы – абстрактные сущности, которые могут быть охарактеризованы рядом показателей: амплитуда колебаний, длительность периода колебаний, частота колебаний, фаза колебаний, количество периодов, время.      Частично регулярный процесс, имеет две группы составляющих: 1) одну или более полностью регулярных (систематических) составляющих; 2) одну или более полностью нерегулярных (стохастических) составляющих. Полностью регулярные периодические составляющие могут быть охарактеризованы рядом показателей: амплитуда колебаний, длительность периода колебаний, частота колебаний, фаза колебаний, число периодов, время. Нерегулярные составляющие могут быть охарактеризованы распределениями вероятностей значений их показателей и соответствующими переменными.      Примеры: речевой ритм, ритм стихотворного текста, ритм дыхания (периодический, дыхание Биота, дыхание Чейн-Стокса, дыхание Грокка), ритм тонов сердца (нормальный ритм, протодиастолический ритм галопа, предсистолический ритм галопа, мезодиастолический ритм галопа, маятникообразный ритм), ритм пульса (нормальный ритм, аритмия: экстрасистолия, мерцательная аритмия), ритм электроэнцефалограммы (альфа-ритм, бета ритм, дельта-ритм, тета-ритм и т.д).
     Ритмический, ритмичный, (rhythmical) – относительное прилагательное, образованное от существительного «ритм». Оно обозначает признак или свойство какого-либо предмета (или события), обозначенного именем. Ритмический (ритмичный), подчиненный ритму, совершающийся в определенном ритме.      Примеры: ритмические (свойство) сокращения сердца (событие, обозначенное именем), ритмичные движения ресничек эпителия дыхательных путей, ритмичный пульс (противоположность – аритмичный пульс), ритмические колебания электроэнцефалограммы.

Схема. Ритмы дыхательных движений. Модификация: Василенко В.Х., Гребенев А.Л., Голочевская В.С., Плетнёва Н.Г., Шептулин А.А. Пропедевтика внутренних болезней, 5-е изд., М., «Медицина», 2001, 592 с. См.: Физиология человека: Литература. Иллюстрации.
     Дыхание человека обеспечивается ритмичными движениями аппарата внешнего дыхания. Дыхательные движения здорового человека имеют приблизительно одинаковую глубину и продолжительность вдоха и выдоха, то есть характеризуются нормальным ритмом. При некоторых видах патологии ритм дыхательных движений может нарушаться (одышка). Нарушения ритма могут проявляться в виде изменения глубины дыхания (дыхание Куссмауля), изменения продолжительности вдоха (инспираторная одышка), изменения продолжительности выдоха (экспираторная одышка) и увеличения паузы между вдохом и выдохом (периодическое дыхание), возникновения кратковременной задержки дыхания (апноэ).
     Различают несколько разновидностей ритма периодического дыхания.      Дыхание Биота характеризуется ритмичными, глубокими дыхательными движениями. Они чередуются примерно через равные отрезки времени (паузы дыхательных движений от нескольких секунд до нескольких десятков секунд). Дыхание Биота может возникать у больных в агональном состоянии с значительным расстройством гемациркуляции головного мозга.      Дыхание Чейна-Стокса характеризуется тем, что после продолжительной (от нескольких секунд до 1 минуты) дыхательной паузы (апноэ) появляется бесшумное поверхностное дыхание, с нарастающими глубиной и звуковыми проявлениями. На пятом-седьмом вдохе глубина и шумность внешнего дыхания достигает максимума, а затем убывает и заканчивается очередной паузой. Подобное нарушение ритма дыхания может возникать при недостаточности гемациркуляции головного мозга и гипоксии головного мозга. Нередко подобное нарушение ритма дыхания проявляется во сне у пожилых людей с выраженным атеросклерозом артерий головного мозга.     Дыхание Грокко-Фругони, или волнообразное дыхание по форме напоминает дыхание Чейна-Стокса. Разница заключается в том, что вместо паузы внешнего дыхания наблюдается слабое поверхностное дыхание, которое по глубине сначала нарастает, а затем убывает. Причины подобного нарушения ритма дыхания те же, что и при одышке, характеризующейся ритмом дыхания Чейна-Стокса.     Камиль Био, Camille Biot (1850—1918), врач, Франция.     Джон Чейн, John Cheyne) (1777—1836), врач, Шотландия.     Уильям Стокс, William Stokes (1804 — 1878), врач, Ирландия.     Пьетро Грокко, Pietro Grocco (1956-1916), врач, Италия.     Сезаре Фругони, Cesare Frugoni (1881-1978), врач, Италия.     Адольф Куссмауль, Adolf Kussmaul (1822-1902), терапевт, Германия.
Схема. Ритм галопа сокращений сердца и сопровождающих сокращения звуковых явлений (тонов сердца). Модификация: Василенко В.Х., Гребенев А.Л., Голочевская В.С., Плетнёва Н.Г., Шептулин А.А. Пропедевтика внутренних болезней, 5-е изд., М., «Медицина», 2001, 592 с. См.: Физиология человека: Литература. Иллюстрации.
     Обозначения. а. Электрокардиограмма; б. нормальные четыре тона сердца;в. протодиастолический ритм галопа, образующийся за счет усиления III-го тона сердца;г. предсистолический ритм галопа, образующийся за счет усиления IV-го тона сердца.     Усиление третьего или/и четвёртого тонов сердца по отношению к интенсивности первого и/или второго тонов, может обусловливать трехчленный ритм тонов сердца. Поскольку при аускультации этот ритм напоминает топот скачущей лошади, его называют ритмом галопа.
     В зависимости от времени появления добавочного тона в диастоле, различают протодиастолический (в начале диастолы) ритм галопа, мезодиастолический (в середине диастолы) ритм галопа и предсистолический (в конце диастолы, непосредственно перед систолой) ритм галопа.     Протодиастолический ритм галопа обусловлен возникновением добавочного тона через 0,12-0,2 с после II-го тона. По существу он является усиленным III-м тоном.      Предсистолический ритм галопа обусловлен возникновением добавочного тона, который является усиленным IV-м тоном.      Мезодиастолический ритм галопа обусловлен значительным усилением интенсивности как третьего, так и четвёртого тонов. При тахикардии они объединяются в единый (суммированный) добавочный тон. Он выслушивается (регистрируется) в середине диастолы. Ритм галопа считается важным признаком патологического снижения сократимости миокарда.      При некоторых видах патологии, кроме ритма галопа могут наблюдаться и другие виды нарушения нормального ритма сокращений сердца и тонов сердца. Одним из таких нарушений является маятникообразный ритм. При резком патологическом увеличении частоты сокращений сердца происходит укорочение диастолической паузы настолько, что она становится почти равной систолической паузе. Если при этом тоны сердца приблизительно одинаковы по интенсивности, возникает ритм сокращений сердца и его тонов напоминающий звуки, сопровождающие сокращения сердца плода или ход часов. Такой ритм сердечных сокращений и тонов сердца маятникообразным ритмом. Маятникообразный ритм наблюдается при острой сердечной недостаточности, при приступе пароксизмальной тахикардии, при высокой температуре тела и при некоторых других видах патологии.
     «Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т АПредпосылка:Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания – познаваемой сущности. Реальность:Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями. Необходимое условие:Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,…, …, 2015, …). Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии. Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием… … о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и—  В а ш   и н т е л л е к т !

Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,…, …, 2014, …).

 Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,…, …, 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.

 Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.

     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В. Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии
Всего посетителей = Altogether Visitors :   Посетителей раздела «Общая лексика» = Visitors of section «General lexis» :  

Источник: http://tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/rhythm.htm

Раздвоение тонов

Мезодиастолический ритм галопа

Раздвоением тоновназывается такое явление, когдакакой-либо тон слышится в виде 2-х звуков,тогда как расщеплением обозначаетсянеполное(неотчетливое) раздвоение,когда компоненты тонов расходятсянезна­чительно (разность междукомпонентами лишь несколько больше0,02 с).

Раздвоение I тонанаблюдается при нарушении синхронизмав работе желудочков, при слабости одногоиз желудочков, желудочковой экстрасистолии,блокаде одной из ножек пучка Гиса.

Раздвоение II тонанаблюдается при расхождении во временизахлопывания клапанов лёгочной артериии аорты, т.е. тогда, когда диастола одногоиз желудочков начинается позже другого.

Это прежде всего наблюдается пригипертонии большого или малого круговкровообращения. Например,при митральномстенозе вследствие легочной гипертензиистворки клапана легочной артериимогут захлопыватьсяпозжеили, наоборот, раньше, чем аорты.

Подобная же ситуация может быть и приблокаде одной из ножек пучка Гиса и прижелудочковой экстрасистолии.

X. Трехчленные ритмы (диастолические трехчленные ритмы, появление дополнительного тона в диастолу)

Считается, что вседобавочные сердечные тоны следуетрассматривать как патологические, покане доказано противоположное.

Ктрехчленным ритмам относят так называемыеритм галопаи ритмперепела.

А.Ритм галопа.

Ритмом галопасердцаназываетсятрехчленный ритм сердцапри высокой частоте сердечных сокращений.Своё название он получилпо сходствусо звуками галопа скачущей лошади.Известный французский клиницистАнри Юшар говорил: «Нет галопа безтахикардии».

Ритм галопа описан в 1838 годуПерселье, более подробно изучен Потеноми Буйо*. В докладе, сделанном на VIIIПироговском съезде (1902), В.П.Образцовуказывал, что «ритм галопа» – это «такойритм сердечного боя, где вместо 2-х тоновпри выслушивании сердца мы различаемтри: 2 нормальных и 1 прибавочный, слышимыйв большой паузе между диастолическими систолическим звуками».

Причина появленияритма галопа – это изменениясвойств миокарда желудочков.

Считается, что ПьерПотен** (Потен Пьер Чарльз Эдуард,1825 -1903) француз-

1921

ский терапевт объяснял ритмгалопа вибрацией стенок левогожелудочка при потере им тонуса. Какизвестно, в протодиастоле начинаетсяпоступление крови из предсердий вжелудочки.

В норме оно происходитбесшумно (ухом не воспринимается, а наФКГ может записываться III тон), так какмышца желудочка, имеющая тонус,расправляется постепенно и амортизируетудар порции крови, поступающей изпредсердия.

Если жемышца потерялатонус и «висит, как мешок»,то кровь,падая на дно желудочка, вызываетдополнительный удар, слышимый какдополнительный тон – патологическийIII тон сердца.

Ритм галопаможет бытьдвух типов:протодиастолическийипресистолический:

  1. протодиастолический ритм галопа (так называемый желудочковый ритм га-

лопа)– в его основе лежит патологическийIIIтон, имеющийболее высокочас-

тотныекомпоненты, чем в норме;дополнительный тон выслушивается послеIIто-

на на верхушкесердца.

______________________________

*По некоторым данным «ритм галопа»(франц. «bruitdegallop»)– это термин, который в 1847 г. впервыеприменил французский врач Жан БатистБуйо (BouillandJeanBaptiste,1796-1881).

** Однако в действительности Потен такописывал ритмгалопа встатье «Замечание об удвоении нормальныхшумов сердца» («Notesurlesdedoublementnormauxdesbruitsducoeur»),опубликованной в Bull.Mem.Soc.Hop.

Paris3: 138, 1866: «Ритм галопа – диастолическийпо своейприроде ивозникает вследствие начальногорезкого напряжения в стенке желудочкав результате тока крови в полость.

Галоп болеевыражен, еслистенки нерастяжимыи нарушениерастяжимостиможет зависеть:

1)либо отсклеротического утолщения сердечнойстенки (гипертрофия),

2)либо отснижения мышечного тонуса».

Потен говорил:«Нет галопа без гипертрофии сердца».

Оннаблюдается прислабости желудочков,встречается при инфаркте миокарда,

тяжелом миокардите,сердечной недостаточности.

Следуетпомнить, что патологическийIIIтон (как таковой)встречается также при

перегрузкежелудочков объемомпри недостаточности митрального илитрехстворча-

тогоклапанов (нов этом случае он не составляет ритмгалопа).

  1. пресистолический ритм галопа (предсердный галоп) – в его основе лежит па-

тологическийIVтон – этотритм лучше регистрируется при длинном интервале

PQЭКГ; появление патологического IVтона зависит при этом от величины конеч-

ного диастолического давления в желудочке, ригидности левого желудочка, его

плохой «расправляемости», плохой расслабляемости. Очевидно,про этот ва-

риантритма галопа говорил Потен: «Нет галопабез гипертрофии сердца».

Ритмгалопа лучшевыслушивается при непосредственнойаускультацииухом в виде глухогоэхо (на ФКГзаписывается нанизкочастотном и аускультативномканалах).Очень важно то, что его можно«пропальпировать»,т.е. ощутить рукой этот диастолическийтон. Ритм галопа свидетельствует осердечной недостаточности – это «криксердца о помощи», раньше говорили, чтоэто «крик сердца о дигиталисе».

Существуеттакже суммационный галоп.

Суммационный(или мезодиастолический) галоп– это трехчленный ритм желудочка, когдав результатерезкого укорочения фазы медленногонаполнения на фоне тахикардиипатологические IIIи IVтоны сердца сливаются в один дополнительныйдостаточно громкий тон.

Основные условиявозникновения суммационного галопаэто:

  1. снижение сократимости миокарда желудочков у больных с сердечной недостаточностью и острым повреждением миокарда, ведущее, с одной стороны, к уменьшению его диастолического тонуса и скорости расслабления («дряблый желудочек, желудочек «висит как мешок») – это дает III патологический тон сердца;

  2. повышение конечно – диастолического давленияв желудочке – это дает

IVпатологический тон сердца;

  1. выраженная тахикардия, при которой происходит резкое укорочение фазы медленного наполнения желудочка и слияние III и IV патологических тонов сердца (А.В.Струтынский с соавт., 2004).

Обычнотакие больные склонны как к предсердному,так и желудочковому ритмам галопа(например, больные с гипертоническойболезнью и сердечной недостаточностью).

Суммационныйгалоп может возникнуть также при a-vблокаде Iстепени, когда удлиненный интервал PQприводит к смещению IVтона ближе к началу диастолы, где онсливается с IIIтоном.

Тонсуммационного галопаимеетболеевысокую частоту, громче и продолжительнее,чем IIIи IVтоны по отдельности.

Двойнуюприроду суммационного галопа можновыявить при урежении ритма, например,при массаже каротидного синуса. В этомслучае начинает выслушиватьсячетырехчленныйритм галопас раздельно выслушиваемыми IIIи IVтонами сердца.

Итак,протодиастолический(желудочковый) галопсвязан со слышимым IIIтоном. Дополнительный тон слышитсяпосле IIтона. Онвоспринимается и ухом, и пальпаторно.Галоп, как правило, наблюдается притахикардии. Многие клиницисты считают,что желудочковыйритм галопаэто самыйдостоверный признак сердечнойнедостаточности, определяемый физикально.

ДжорджТейлор (Южная Каролина, США, 2004) даеттакую краткую характеристику IIIтону и протодиастолическомугалопу: «большойдряблый желудочек (перегрузка «объемом»)».

Пресистолический*(предсердный) галопсвязывается со слышимым IVтоном.Дополнительный тон слышится передIтоном. Ончасто определяется аускультативно присердечной недостаточности при сохраненномсинусовом ритме. По Дж. Тейлору

IVтон и пресистолическийгалопэто«жесткийнеподатливый желудочек(перегрузка «давлением»)».

Прогностическиболее неблагоприятен протодиастолическийритм галопа.

Следуетеще раз отметить, что галопомобозначается любойтрехчленный диастолический ритм сердца,скоростькоторого настольковелика,что имитируетбег лошади.

Термин «ритм галопа» подразумеваетвысокуючастоту сердечных сокращений(часто в сочетании с приглушением Iи II тонов) и типичнуюмелодию.Ритм галопа – более угрожающий признак,чем простое присутствие III тона.

Как указывалось выше, III тон сердца можетбыть «близким к физиологическому», атакже быть отражением относительнойперегрузки левого желудочка объемом ине формировать ритм галопа. Напротив,ритм галопа с IIIтоном почти всегда является патологическим.

Следуетотметить, что клиницисты 50-х годов XXвека, не имея достаточных представленийкак о «перегрузке левого желудочкаобъемом», так и о «повышении конечногодиастолического давления в левомжелудочке», разбираясь в «хитросплетениях»III,IVтонов сердца и ритма галопа, моглипозволить себе следующее высказывание(А.Я.Губергриц, 1956):

«Утверждения отом, что при галопе обязательно должнабыть тахикардия («Нет галопа безтахикардии» Юшар),гипертрофия сердца («Нетгалопа без гипертрофии сердца» Потэн) и т.п., нельзя признатьобоснованными.

Если вспомнить,как это показали ныне подтвержденныемногими советскими клиницистами изарубежными терапевтами наблюденияВ.П.Образцова и М.М.Губергрица, чтои у здоровых людей выслушиваемаянепосредственной аускультацией мелодиясердца является трехчленной (т.н.

нормальный третий тон) и что присравнительно небольшой патологии, равнокак и при физиологическихобстоятельствах могут наблюдатьсярасщепления и раздвоенияпервого тона (? В.О.)(свыше 10% по В.П.

Образцову), то ясно,что между ритмом галопа и нормальноймелодией сердца существуют постепенныепереходы, а не резкая неотделимая грань».

Значимость ритма галопаинтересно определил Джордж Тейлор(2004):«Традиционно много вниманияуделяется шумам сердца,однако они, помогая правильно поставитьдиагноз, не могут рассказать намстолько о тяжести болезни.Это.

___________

*Фактически галопным, т.е. тем ритмом,которым скачет лошадь в галопе, является пресистолический (а не протодиастолический)ритм галопа (А.Я.Губергриц, 1956).

делаютименно галопыи верхушечный толчок: они говорят намо размерах желудочка, его функции идиастолической податливости».

Б.Ритмперепела.

Ритмперепелавыслушивается в областиверхушки сердцав виде кажущегосяраздвоенияIIтона.

В действительности это нераздвоение IIтона, а появление дополнительного тонав начале диастолы вследствие открытиямитрального клапана (тон или щелчокоткрытия митрального клапана) убольных митральным стенозом.

В норме митральный клапан открываетсябесшумно, а при митральном стенозеклапан становится похожим на мембранувследствие сращения створок по комиссурам.При открытии он прогибается, создаваядополнительный звук в диастолу.

Этотзвук высокочастотный(поэтому надо использовать фонендоскоп),и он имеет заметный«щелкающий»характер(«твердый»тон поЮ.Р.Ковалеву, 2004), что помогает отличатьего от «похожего» на него IIIтона. Этот щелчок выслушивается сразупосле IIтона, но только наверхушкесердца(точнее – даже чуть медиальнее ее) ивдольлевого края нижней трети грудины(в 6-й точке аускультации). Это доказываетего именно «митральное» происхождение.

Ритмперепела выслушивается при митральномстенозе. Поданным С.Марджони (2004) вследствие того,что левый желудочек при митральномстенозе имеет малый объем, щелчокоткрытиялучше выслушивается ближе к левому краюгрудины(в 6-й точке аускультации) (тогдакак IIIтон лучше всего выслушивается именнона самой верхушке сердца).Дополнительный тон располагается вначале диастолы.

Принятообозначать его для краткости двумябуквами OS(openingsnap)– «щелчок открытия» английских авторов.На ФКГ можно подсчитать длительностьинтервала от II тона до OS (II тон – OS) (какизвестно, при интервале между двумязвуками до 0,02″ – ухо не слышит раздвоения).Величина интервала IIтон – OSзависит от степени сужения a-vотверстия, степени стеноза: чембольше стеноз, тем короче интервал

IIтон – OS,т.к. при все более выраженном стенозеиз-за большего давления в левом предсердиимитральный клапан открывается всебыстрее. В конечном итоге(при максимальной выраженности стеноза)OSможет вообще слиться со IIтоном (и ритм перепела тогда исчезнет).

Вотсутствии кальцификации клапана щелчокоткрытия выявляется у 75-90% больных смитральным стенозом. Онотражает относительно легкую формузаболевания,в то же время онотсутствует в более тяжелых случаях иприкальцификации створокмитрального клапана.

Ритмперепела – это «громкоеэхо IIтона»– дополнительный звук выслушиваетсяобычно через 0,05-0,08″ после IIтона (т.е.

непозднее чем через 0,12″) [а IIIтон (составная часть ритма галопа) –через 0,12″ и более после IIтона – это«глухое эхоIIтона»].

Ритмперепелавыслушивается нафоне усиленного Iтона,ритмгалопана фонеослабленного Iтона.

Прифонокардиографии ритм перепела иногдалучшезаписываетсяв так называемой 0 (нулевой) точке – попередней подмышечной линии на уровнеVмежреберья.

Источник: https://studfile.net/preview/1148774/page:17/

Ритм галопа. Ритм перепела

Мезодиастолический ритм галопа

Основными тона при аускультации сердца являются I и II тоны. Кроме того, при определенных состояниях могут появиться дополнительные III и IV тоны сердца и тон открытия митрального клапана (ТОМК).

I тон регистрируется в начале систолы, он приблизительно совпадает с зубцом S ЭКГ.II тон регистрируется в начале диастолы, он приблизительно совпадает с концом зубца Т ЭКГ.III тон — это очень тихий звуковой феномен – он в 200 раз слабее II тона и слышится как глухое «эхо» II тона. III тон низкочастотный, появляется в первой трети диастолы, т.е. в протодиастоле – через 0,12 – 0,19″ после II тона. IV тон сердца регистрируется в конце диастолы (в пресистолу) и совпадает с зубцом P ЭКГ.ТОМК — это высокочастотный тон, который появляется при стенозе митрального клапана. Слышен практически сразу после II тона.

III тон сердца

III тон был описан в XIX веке П.Потеном (1866 г.) и с тех пор считается важным признаком поражения желудочков. Национальная дирекция программ по терапии и кардиологии (США) обозначила III тон как самый важный добавочный тон сердца по его диагностической ценности.

III тон низкочастотный – от 10 до 70 Гц (40-50 Гц), он возникает при пассивном наполнении желудочков кровью (в протодиастоле). В это время желудочки наполняются кровью на 80% (!).

Образно можно сказать, что когда открываются a-v клапаны, кровь падает («плюхается») в желудочки и тогда слышен III тон сердца – от вибрации мышцы желудочков. При этом происходит гидравлический удар о стенку желудочков порции крови.

III тон называют тоном диастолического наполнения желудочков, а также желудочковым или протодиастолическим.

Однако у здоровых людей III тон очень тихий. Это связано с тем, что при хорошем диастолическом тонусе удар порции крови из предсердия амортизируется нормально расслабляющимся миокардом желудочка (А.В.Струтынский, 2004).

Вопрос о том, является ли III тон физиологическим или патологическим, решается врачом с обязательным учетом конкретных обстоятельств, при которых этот тон выслушивается.

IV тон сердца

IV тон – это низкочастотный тихий звук, возникающий в конце диастолы – перед I тоном (в пресистоле).

Его называют «предсердным тоном», подчеркивая связь IV тона с сокращением предсердий (доказательством роли систолы предсердий в возникновении IV тона является факт его исчезновения при возникновении мерцательной аритмии).

IV тон также называют позднедиастолическим или пресистолическим добавочным тоном (как указывалось выше, III тон называют желудочковым или протодиастолическим).

Относительно громкий IV тон в сочетании с I и II тоном обусловливает трехтактный ритм, называемый предсердным или пресистолическим галопом.

Ритм галопа

Ритмом галопа сердца называется трехчленный ритм сердца при высокой частоте сердечных сокращений. Своё название он получил по сходству со звуками галопа скачущей лошади. Известный французский клиницист Анри Юшар говорил: «Нет галопа без тахикардии».

Причина появления ритма галопа – это изменения свойств миокарда желудочков.

Пьер Потен (Потен Пьер Чарльз Эдуард, 1825 -1903) французский терапевт объяснял ритм галопа вибрацией стенок левого желудочка при потере им тонуса. Как известно, в протодиастоле начинается поступление крови из предсердий в желудочки.

В норме оно происходит бесшумно (ухом не воспринимается), так как мышца желудочка, имеющая тонус, расправляется постепенно и амортизирует удар порции крови, поступающей из предсердия.

Если же мышца потеряла тонус и «висит, как мешок», то кровь, падая на дно желудочка, вызывает дополнительный удар, слышимый как дополнительный тон – патологический III тон сердца.

Ритм галопа может быть двух типов: протодиастолический и пресистолический:

Протодиастолический ритм галопа (так называемый желудочковый ритм галопа) – в его основе лежит патологический III тон, имеющий более высокочастотные компоненты, чем в норме; дополнительный тон выслушивается после II то на на верхушке сердца. Джордж Тейлор (Южная Каролина, США, 2004) дает такую краткую характеристику III тону и протодиастолическому галопу: «большой дряблый желудочек (перегрузка «объемом»)».

III тон 90/мин (протодиастолический галоп)

Пресистолический ритм галопа (предсердный галоп) – в его основе лежит патологический IV тон – этот ритм лучше регистрируется при длинном интервале PQ ЭКГ; появление патологического IV тона зависит при этом от величины конечного диастолического давления в желудочке, ригидности левого желудочка, его плохой «расправляемости», плохой расслабляемости.

IV тон 90/мин (пресистолический галоп)

Очень важно то, что его можно «пропальпировать», т.е. ощутить рукой этот диастолический тон. Ритм галопа свидетельствует о сердечной недостаточности – это «крик сердца о помощи», раньше говорили, что это «крик сердца о дигиталисе».

Ритм галопа — это крик сердца о помощи !

Суммационный галоп

Суммационный (или мезодиастолический) галоп – это трехчленный ритм желудочка, когда в результате резкого укорочения фазы медленного наполнения на фоне тахикардии патологические III и IV тоны сливаются в один дополнительный достаточно громкий тон.

Основные условия возникновения суммационного галопа это:

  1. снижение сократимости миокарда желудочков у больных с сердечной недостаточностью и острым повреждением миокарда, ведущее, с одной стороны, к уменьшению его диастолического тонуса и скорости расслабления («дряблый желудочек, желудочек «висит как мешок») – это дает III патологический тон сердца;
  2. повышение конечно – диастолического давления в желудочке – это дает IV патологический тон сердца;

Характерным сочетанием для такиз больных является наличие гипертонической болезни и сердечной недостаточности.

Суммационный галоп может возникнуть также при a-v блокаде I степени, когда удлиненный интервал PQ приводит к смещению IV тона ближе к началу диастолы, где он сливается с III тоном.

Тон суммационного галопа имеет более высокую частоту, громче и продолжительнее, чем III и IV тоны по отдельности.

Двойную природу суммационного галопа можно выявить при урежении ритма, например, при массаже каротидного синуса. В этом случае начинает выслушиваться четырехчленный ритм галопа с раздельно выслушиваемыми III и IV тонами сердца.

III и IV тоны 60/мин

Итого

Итак, протодиастолический (желудочковый) галоп связан со слышимым III тоном. Дополнительный тон слышится после II тона. Он воспринимается и ухом, и пальпаторно. Галоп, как правило, наблюдается при тахикардии. Многие клиницисты считают, что желудочковый ритм галопа это самый достоверный признак сердечной недостаточности, определяемый физикально.

IV тон и пресистолический галоп – это «жесткий неподатливый желудочек (перегрузка «давлением»)».

Прогностически более неблагоприятен протодиастолический ритм галопа.

Следует еще раз отметить, что галопом обозначается любой трехчленный диастолический ритм сердца, скорость которого настолько велика, что имитирует бег лошади.

Термин «ритм галопа» подразумевает высокую частоту сердечных сокращений (часто в сочетании с приглушением I и II тонов) и типичную мелодию. Ритм галопа – более угрожающий признак, чем простое присутствие III тона.

Как указывалось выше, III тон сердца может быть «близким к физиологическому», а также быть отражением относительной перегрузки левого желудочка объемом и не формировать ритм галопа. Напротив, ритм галопа с III тоном почти всегда является патологическим.

Как это показали ныне подтвержденные многими советскими клиницистами и зарубежными терапевтами наблюдения В.П.Образцова и М.М.Губергрица, что и у здоровых людей выслушиваемая непосредственной аускультацией мелодия сердца является трехчленной (т.н.

нормальный третий тон) и что при сравнительно небольшой патологии, равно как и при физиологических обстоятельствах могут наблюдаться расщепления и раздвоения первого тона (? В.О.) (свыше 10% по В.П.

Образцову), то ясно, что между ритмом галопа и нормальной мелодией сердца существуют постепенные переходы, а не резкая неотделимая грань».

Значимость ритма галопа интересно определил Джордж Тейлор (2004):

«Традиционно много внимания уделяется шумам сердца, однако они, помогая правильно поставить диагноз, не могут рассказать нам столько о тяжести болезни. Это делают именно галопы и верхушечный толчок: они говорят нам о размерах желудочка, его функции и диастолической податливости».

Ритм перепела

Ритм перепела выслушивается в области верхушки сердца в виде кажущегося раздвоения II тона. В действительности это не раздвоение II тона, а появление дополнительного тона в начале диастолы вследствие открытия митрального клапана (тон или щелчок открытия митрального клапана) у больных митральным стенозом.

В норме митральный клапан открывается бесшумно, а при митральном стенозе клапан становится похожим на мембрану вследствие сращения створок по комиссурам. При открытии он прогибается, создавая дополнительный звук в диастолу.

Этот звук высокочастотный (поэтому надо использовать фонендоскоп), и он имеет заметный «щелкающий» характер («твердый» тон по Ю.Р.Ковалеву, 2004), что помогает отличать его от «похожего» на него III тона. Ритм перепела выслушивается на фоне усиленного I тона, ритм галопа – на фоне ослабленного I тона.

Этот щелчок выслушивается сразу после II тона, но только на верхушке сердца (точнее – даже чуть медиальнее ее) и вдоль левого края нижней трети грудины. Это доказывает его именно «митральное» происхождение.

Ритм перепела (Хлопающий S1 и ТОМК)

В зарубежной литературе принято обозначать его для краткости двумя буквами OS (opening snap) – «щелчок открытия» . Величина интервала II тон – OS зависит от степени сужения a-v отверстия, степени стеноза: чем больше стеноз, тем короче интервал. В конечном итоге (при максимальной выраженности стеноза) OS может вообще слиться со II тоном (и ритм перепела тогда исчезнет).

В отсутствии кальцификации клапана щелчок открытия выявляется у 75-90% больных с митральным стенозом. Он отражает относительно легкую форму заболевания, в то же время он отсутствует в более тяжелых случаях и при кальцификации створок митрального клапана.

АУСКУЛЬТАЦИЯ СЕРДЦА. ТОНЫ СЕРДЦА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ. Профессор В.Н.Ослопов.

Источник: https://vk.com/@cnpo_msmu-ritm-galopa-ritm-perepela

Симптомы заболевания сердца. Ритм галопа. Диагностика ритма галопа

Мезодиастолический ритм галопа

Симптомы со стороны самого сердца, указывающие на заболевание миокарда, следующие.
а) Расширенный и приподымающий верхушечный толчок. Смещение его вниз (в шестой межреберный промежуток) всегда патологично.

Оно указывает на увеличение сердца, если нет ненормальностей со стороны положения сердца (деформации грудной клетки, особенно при воронкообразной груди и кифосколиозе, высокое стояние диафрагмы, беременность, асцит, опухоли, реже только метеоризм).

б) Патологические данные аускультации. Особое значение для распознавания поражения миокарда принадлежит ритму галопа, который характеризуется приблизительно одинаковыми интервалами между тремя тонами, что особенно часто имеет место при тахикардии.
От ритма галопа надо, следовательно, отличать простое расщепление первого или второго тона.

Расщепление первого тона, который складывается из двух элементов — прэдсердного и желудочкового, наблюдается в физиологических условиях у молодых лиц, а как патологическое явление — при удлинении времени проведения или блокаде ножки.

Расщепление второго тона указывает на неодновременное закрытие клапанов аорты и легочной артерии и встречается как в физиологических условиях, так и при повышении давления в легочной артерии, следовательно, при митральных и врожденных пороках сердца.

При настоящем ритме галопа различают пресистол ичес кую и протодиастолическую формы в зависимости от того, идет ли при добавочном тоне речь об усилении предсердного тона или появлении добавочного третьего тона, физиологического для детского возраста.

Если при тахикардии пресистолический и прото-диастолический тоны совпадают, то говорят о суммированном г а л оп е.

Патологически, однако, в основе обеих форм галопа лежит один и тот же механизм: вследствие повышенного при сердечной недостаточности давления в желудочках затрудняется приток крови из предсердий в желудочки, что при более значительном количестве остаточной крови ведет к появлению звука (в стенке желудочка?).

При пресистолическом галопе затруднен приток крови после сокращения предсердий, при протодиастолическом — сейчас же после открытия атриовентрикулярных клапанов. Таким образом, настоящий ритм галопа является единственным воспринимаемым при аускультации признаком недостаточности миокарда и поэтому имеет особенное значение для диагностики.

Различить аускультативно обе формы галопа, как правило, трудно или даже невозможно. С помощью же одновременной записи электро- и фонокардиограммы их можно всегда отдифференцировать безупречно.

Протодиастолический ритм галопа в молодом возрасте может быть физиологическим явлением, у лиц же старше 40 лет он всегда имеет патологическое значение.

В противоположность физиологическому ритму галопа патологическая форма не исчезает в положении стоя.

Протодиастолический галоп отражает преимущественно недостаточность правого желудочка, он всего громче в области смещенного верхушечного толчка и наблюдается поэтому при митральном стенозе, врожденных пороках сердца, эмфиземе, анемии, инфаркте миокарда, в поздних стадиях гипертонической болезни с расширением правого желудочка, склерозе легочной артерии и инфаркте легких.

Протодиастолический тон, кажущийся протодиастолическим галопом, часто прослушивается при concretio перикарда. Третий тон глухой, похож на звук при внезапном натяжении кожи барабана (Schlitter и Scholmerich).

На фонокардиограмме он наблюдается только в полосе более низких частот (35—140 герц).

Этот низкий глухой третий тон при протодиастолическом галопе можно отличить уже с помощью стетоскопа от резкого, более высокого тона при раскрытии клапанов митрального отверстия (звук, издаваемый парусом, когда он бьется против ветра, Holldack), фиксируемого на фонокардиограмме в полосе до 250 герц, и имеет, естественно, совершенно иное дифференциально-диагностическое значение.

Труднее дифференцировать его от физиологического третьего тона у молодых лиц, звук которого также имеет глухой оттенок и на фонокардиограмме представлен в полосе низких частот. Физиологический третий тон появляется приблизительно через 0,16 секунды после второго тона и наблюдается самое большее до 25-летнего возраста.

Пресистолический ритм галопа указывает преимущественно на недостаточность левого желудочка, повышение, желудочкового давления и обусловленное этим повышение предсердного давления. Он имеет большое диагностическое значение, так как он единственный аускультативный симптом, указывающий на недостаточность миокарда.

Этот важный симптом всего чаще определяется при гипертонической болезни, инфаркте миокарда, склерозе миокарда и миокардите. Предсердные тоны представлены на фонокардиограмме всего лучше в полосе низких частот. Пресистолический ритм галопа находят, кроме того, при сильно замедленном времени проведения, так как тогда предсердный тон не теряется в первом тоне.

Эта форма чаще всего наблюдается при гипертонической болезни и инфаркте миокарда.

Ненормально ранний второй сердечный тон непосредственно отражает слабость миокарда, т. е. энергетически-динамическую недостаточность сердца.

Патологическая ЭКГ

Первичная, чисто легочная одышка, например при бронхиальной астме, может сопровождаться на ЭКГ признаками поражения миокарда/но вторичного происхождения. При хронической легочной астме после многолетнего течения участие правого желудочка является правилом.

При остром приступе бронхиальной астмы часто находят снижение сегмента S—Т и уплощение зубца Г, которые через короткое время (несколько часов или дней), возвращаются к норме.

Следовательно, электрокардиографические признаки поражения миокарда не доказывают именно сердечного характера одышки.

– Также рекомендуем “Симптомы сердечной недостаточности. Гемодинамическая сердечная недостаточность.”

Оглавление темы “Причины одышки. Сердечная недостаточность.”:
1. Одышка. Причины одышки.
2. Одышка при заболеваниях легких. Одышка при поражении легких.
3. Предел дыхания. Проба Тиффно. Виды легочной недостаточности.
4. Дыхательная недостаточность при бронхиальной астме. Одышка при эмфиземе.
5. Одышка при бронхите. Диагностика бронхита.
6. Бронхит от раздражения. Бактериальный бронхит. Бронхит при эмфиземе легких.
7. Одышка при заболеваниях сердца. Болезни сердца и одышка при них.
8. Симптомы заболевания сердца. Ритм галопа. Диагностика ритма галопа.
9. Симптомы сердечной недостаточности. Гемодинамическая сердечная недостаточность.
10. Определение скорости кровотока. Оценка скорости кровотока.

Источник: https://meduniver.com/Medical/profilaktika/268.html

МедЗабота
Добавить комментарий