Для подростка характерны следующие специфические формы поведения

Подростковый возраст

Для подростка характерны следующие специфические формы поведения

Подростковыйпериод — период завершения детства,вырастания из него, переходный от детствак взрослости. Обычно он соотносится схронологическим возрастом с 10—11 до14—15 лет. Сформированная в учебнойдеятельности в средних классах школыспособность к рефлексии «направляется»школьником на самого себя.

Сравнениесебя со взрослыми и с более младшимидетьми приводит подростка к заключению,что он уже не ребенок, а скорее взрослый.Подросток начинает чувствовать себявзрослым и хочет, чтобы и окружающиепризнавали его самостоятельность изначимость.

Основные психологическиепотребности подростка — стремление кобщению со сверстниками («группированию»),стремление к самостоятельности инезависимости, «эмансипации» от взрослых,к признанию своих прав со стороны другихлюдей.

2. Ведущая деятельностъ в подростковом возрасте

Подростокпродолжает оставаться школьником;учебная деятельность сохраняет своюактуальность, но в психологическомотношении отступает на задний план.Основное противоречие подростковогопериода — настойчивое стремлениеребенка к признанию своей личностивзрослыми при отсутствии реальнойвозможности утвердить себя среди них.

Д.Б.Эльконин считал, что ведущей деятельностьюдетей этого возраста становится общениесо сверстниками.

Именно в началеподросткового возраста деятельностьобщения, сознательное экспериментированиес собственными отношениями с другимилюдьми (поиски друзей, выяснениеотношений, конфликты и примирения, сменакомпаний) выделяются в относительносамостоятельную область жизни. потребность периода — найти свое местов обществе, быть «значимым» — реализуетсяв сообществе сверстников.

Помнению Фельдштейна, интимно-личностныйи стихийно-групповой характер общенияпреобладает в том случае, если отсутствуютвозможности осуществления социальнозначимой и социально одобряемойдеятельности, упущены возможностипедагогической организации общественнополезной деятельности подростков.

3. Специфические особенности психики и поведения подростков

Стремлениеподростка занять удовлетворяющее егоположение в группе сверстниковсопровождается повышенной конформностьюк нормам поведения и ценностям референтнойгруппы, что особенно опасно в случаеприобщения к асоциальному сообществу.

Переходностьпсихики подростка состоит в сосуществовании,одновременном присутствии в ней чертдетскости и взрослости.

Вподростковом возрасте нередко сохраняетсясклонность к поведенческим реакциям,которые обычно характерны для болеемладшего возраста. К ним относятследующие:

1. Реакция отказа. Она выражается в отказеот обычных форм поведения: контактов,домашних обязанностей, учебы и т.д.

Причинойчаще всего бывает резкая переменапривычных условий жизни (отрыв от семьи,перемена школы), а почвой, облегчающейвозникновение таких реакций, — психическаянезрелость, черты невротичности,тормозимости.

2. Реакция оппозиции, протеста. Онапроявляется в противопоставлении своегоповедения требуемому: в демонстративнойбраваде, в прогулах, побегах, кражах идаже нелепых на первый взгляд поступках,совершаемых как протестные.

3. Реакция имитации. Она обычно свойственнадетскому возрасту и проявляется вподражании родным и близким. У подростковобъектом для подражания чаще всегостановится взрослый,  теми или иными  качествами  импонирующий его  идеалам   (например, подросток,мечтающий о театре, подражает в манерахлюбимому актеру).   Реакция имитации характерна для  личностно незрелых подростков в асоциальнойсреде.

4. Реакция компенсации. Она выражается встремлении-восполнить свою несостоятельностьв одной области успехами в другой. Если в   качестве  компенсаторной реакции   избраны   асоциальныепроявления, то возникают нарушенияповедения. Так, неуспевающий подростокможет пытаться добиться авторитета уодноклассников грубыми, вызывающимивыходками.

5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловленастремлением добиться успеха именно втой области, в которой ребенок илиподросток обнаруживает наибольшуюнесостоятельность (при физическойслабости — настойчивое стремление кспортивным достижениям, при стеснительностии ранимости — к общественной деятельностии т.д.).

Собственноподростковые психологические реакциивозникают при взаимодействии с окружающейсредой и нередко формируют характерноеповедение в этот период:

1. Реакция эмансипации. Она отражаетстремление подростка к самостоятельности,к освобождению из-под опеки взрослых.При неблагоприятных средовых условияхэта реакция может лежать в основе побеговиз дома или школы, аффективных вспышек,направленных на родителей, учителей, атакже в основе отдельных асоциальныхпоступков.

2. Реакция «отрицательной имитации». Онапроявляется в поведении, контрастномпо отношению к неблагоприятному поведениючленов семьи, и отражает становлениереакции эмансипации, борьбу занезависимость.

3.Реакция группирования. Ею объясняетсястремление к образованию спонтанныхподростковых групп с определеннымстилем поведения и системой внутригрупповыхвзаимоотношений, со своим лидером.

 В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода  неполноценности нервной  системы  подростка склонность  к этой реакции может взначительной мере определять егоповедение и быть причиной асоциальныхпоступков.

4.Реакция увлечения (хобби-реакция) . Онаотражает особенности внутреннейструктуры личности подростка. Увлечениеспортом, стремление к лидерству, азартныеигры, страсть к коллекционированиюболее характерны для подростков-мальчиков.

Занятия, мотивом которых являетсястремление привлечь к себе внимание(участие в самодеятельности, увлечениеэкстравагантной одеждой и т.п.), болеетипичны для девочек.

Интеллектуально-эстетическиеувлечения, отражающие глубокий интереск какому-либо определенному предмету,явлению (литературе, музыке, изобразительномуискусству, технике, природе и т.п.), могутнаблюдаться у подростков обоих полов.

5.  Реакции,   обусловленные формирующимся   сексуальнымвлечением (повышенный интерес ксексуальным проблемам, ранняя половаяжизнь, онанизм и т.д.).

Источник: https://studfile.net/preview/6163038/

Для подростка характерны следующие специфические формы поведения

Для подростка характерны следующие специфические формы поведения

А периоды лихорадочной активности – апатией, когда подростки становятся угрюмыми и проводят дни, закрывшись в своей комнате.

Все особенности поведения в подростковом возрасте являются нормальной частью процесса сепарации и взросления.

Однако этот возраст является одним из самых сложных и иногда подростку может понадобиться помощь психолога для того, чтобы успешно пройти кризисный этап подросткового возраста.

Родителям следует обратить внимание на своего подростка в том случае, если поведение постоянно  излишне агрессивно или слишком ранимо.

Тревожится необходимо, когда затягиваются периоды апатии, так как подростковые депрессии – явление не такое редкое, как думают многие родители.

Важным фактором успешного прохождения через подростковый кризис является умение родителей разговаривать с взрослеющим ребенком, идти на компромиссы и предоставлять ему больше свободы, при этом сохраняя границы дозволенного.

https://www..com/watch?v=ytdevru

Если у подростка сохраняется контакт с родителями, то остальные проявления – это просто нормальный этап взросления. Переживать родителям стоит тогда, когда их ребенок замыкается в себе и отказывается идти на контакт.  Таким образом, сохранение доверия между подростком и родителями – один из ключевых факторов способности семьи успешно проходить через кризисы.

И те и другие предпочитают при возникновении проблем обращаться за помощью к родителям или другим взрослым, пытаются самостоятельно обдумать ситуацию и различные варианты ее разрешения, прибегают к советам друзей. Однако обнаружены и существенные различия. Юные петербуржцы значительно чаще, чем их потсдамские сверстники, демонстрируют так называемое избегающее поведение.

Они стремятся не думать о возникших проблемах, вытеснить их из своих мыслей, вести себя так, как если бы все было в порядке, в надежде, что проблемы решатся сами собой.

Они менее склонны к компромиссам и изменениям в самих себе, к проявлению конструктивной активности в разрешении конфликтов и преодолении проблем.

Да и частота использования активных стратегий разрешения проблем у них значительно меньше.

Автор исследования Е.В.

Алексеева связывает выявленные кросс — культурные различия с воздействием таких внешних факторов, как особенности культурной традиции, последствия тоталитарной идеологии, родительские установки на социальную нормативность и опеку.

По мнению известного немецкого психиатра X. Ремшмидта, часто психопатологические симптомы представляют собой неадекватное приспособление, неполноценные стратегии преодоления трудностей, возникающих в жизни подростков.

Каталог:olderfilesolderfiles -{amp}gt; С. Н.

Булгаков героизм и подвижничествоolderfiles -{amp}gt; Книга 1 введение цель учебного издания по курсу «Методология диссертационного исследования»olderfiles -{amp}gt; Социально психологическая и медицинская реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживаемых в отделениях му центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1 гolderfiles -{amp}gt;

Подростковый возраст

Нарушения поведения

Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы. Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека.

Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности.

Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды.

При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками.

Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребёнка, подростка, юноши.

При этом, большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности.

Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.

Девиантное поведение является сейчас наиболее актуальной проблемой.

И если раньше считалось, что отклоняющееся поведение присуще исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и подростки женского пола привлекают всё больше внимания.

И дело не только в росте мелких правонарушений, алкоголизации и токсикоманий у девушек. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у них большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжёлыми.

При этом подростки женского пола всё чаще становятся “вдохновителями” и инициаторами нарушений поведения у мальчиков.

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление отклоняющегося поведения, можно выделить такие как:1.

Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида; 2.

https://www..com/watch?v=ytcopyrightru

Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; 3. Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе; 4.

Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения; 5.

человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека.Можно заметить, что в возрасте 12-13 лет поведение напрямую связано с ситуационными факторами, безнадзорностью и некритичностью в отношении поведения микросоциума.

Истоки учебных неуспехов и аномального поведения лежат в педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья.

Эта взаимосвязь была подмечена ещё в прошлом веке, но актуальна она в качестве объяснения современных реалий.

По большей же части отклонения в поведении обусловлены не врождёнными психическими и физиологическими дефектами, а представляло собой последствия неправильного воспитания и в семье и в школе.

Приобретает особую актуальность исследование девиантного поведения несовершеннолетних и пути его коррекции в связи со снижением возрастных границ. Чаще всего корни агрессивности и повышенной тревожности уходят в раннее детство, закрепляясь или сглаживаясь в более позднем возрасте.Нижняя возрастная граница отклонений в поведении очень подвижна и причины отклонений глубоко индивидуальны.

Например, уже в старших группах детских садов (исследованием было охвачено 384 ребёнка дошкольных учреждений Ивано-Франковской области) в поведении 12-13% детей наблюдались существенные отклонения.

Среди них: отсутствие контакта со сверстниками из-за неумения разрешать конфликты «мирным» путём, стремление дезорганизовать коллективную игру, познавательную деятельность детей, если в ней не удовлетворяются его сугубо личные интересы, отсутствие элементарных навыков и привычек культурного поведения (вежливости, аккуратности, исполнительности и пр.

), обидчивость, упрямство, вспышки озлобленности, вплоть до проявления агрессивного поведения.У 35% обследованных подростков, отличающихся девиантным поведением отмечена повышенная агрессивность. Проявлялось это и в том, что у них нет жалости к другим, наоборот, они старались нанести увечья окружающим. У 85% из них зарегистрированы случаи садистских действий.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань). Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства.

Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

https://www..com/watch?v=ytcreatorsru

Типология агрессивного поведения подростков

Источник: https://papaprostatit.ru/serdtse/spetsificheskaya-osobennost-podrostkovogo-perioda/

Специфические особенности психики и поведения подростков

Для подростка характерны следующие специфические формы поведения

Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников сопровождается повышенной конформностью к нормам поведения и ценностям референтной группы, что особенно опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу.

Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста.

К ним относят следующие:

1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни (отрыв от семьи, перемена школы), а почвой, облегчающей возникновение таких реакций, — психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости.

2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.

3. Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам (например, подросток, мечтающий о театре, подражает в манерах любимому актеру). Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.

4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.

5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости — настойчивое стремление к спортивным достижениям,

при стеснительности и ранимости — к общественной деятельности и т.д.).

Собственно подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:

1. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.

2. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.

3. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером.

В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода неполноценности нервной системы подростка склонность к этой реакции может в значительной мере определять его поведение и быть причиной асоциальных поступков.

4. Реакция увлечения (хобби-реакция). Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков.

Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек.

Интеллектуально – эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому-либо определенному предмету, явлению (литературе, музыке, изобразительному искусству, технике, природе и т.п.), могут наблюдаться у подростков обоих полов.

5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.).

Описанные реакции могут быть представлены как в вариантах поведения, нормальных для данного возрастного периода, так и в патологических, не только приводящих к школьной и социальной дезадаптации, но и требующих нередко лечебной коррекции.

Критериями патологичности поведенческих реакций считают распространенность этих реакций за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, присоединение невротических расстройств, нарушения социальной адаптации в целом.

Очень важно вовремя дифференцировать патологические и непатологические формы нарушений поведения, поскольку они нуждаются в разных формах педагогической и социальной помощи, а в некоторых случаях требуется и медикаментозная терапия.

Важное направление психического развития в подростковом возрасте связано с формированием стратегий или способов преодоления проблем и трудностей. Часть из них складываются еще в детстве для разрешения несложных ситуаций (неудачи, ссоры) и становятся привычными.

В подростковом же возрасте они трансформируются, наполняются новым «взрослым смыслом», приобретают черты самостоятельных, собственно личностных решений при столкновении с новыми требованиями. Среди всего многообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные и неконструктивные стратегии. Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. Это вовсе не означает отсутствия тревог и сомнений в будущем.

Конструктивные способы:

— достижение цели собственными силами (не отступать, приложить усилия, чтобы добиться намеченного);

— обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем («обращаюсь к родителям», «посоветовалась с подругой»,

«решаем вместе с теми, кого это касается», «мне помогли одноклассники», «я бы обратился к специалисту»);

— тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно;

«не делать глупостей»);

— изменение своего отношения к проблемной ситуации (отнестись к происшедшему с юмором);

— изменения в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов («нужно искать причины в себе», «пытаюсь измениться сама»).

Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляют собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия.

Неконструктивные способы:

— формы психологической защиты — вплоть до вытеснения проблемы из сознания («не обращать внимания», «смотреть на все поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать», «стараюсь избегать проблем», «я и не пытался ничего предпринимать»);

— импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами («на всех обижалась», «могу закатить истерику», «хлопаю дверьми», «целый день слоняюсь по улицам»);

— агрессивные реакции.

Сравнительное кросс – культурное исследование российских и немецких подростков показало, что в выборе стратегий поведения между подростками Петербурга и Потсдама существует определенное сходство.

И те и другие предпочитают при возникновении проблем обращаться за помощью к родителям или другим взрослым, пытаются самостоятельно обдумать ситуацию и различные варианты ее разрешения, прибегают к советам друзей. Однако обнаружены и существенные различия.

Юные петербуржцы значительно чаще, чем их потсдамские сверстники, демонстрируют так называемое избегающее поведение. Они стремятся не думать о возникших проблемах, вытеснить их из своих мыслей, вести себя так, как если бы все было в порядке, в надежде, что проблемы решатся сами собой.

Они менее склонны к компромиссам и изменениям в самих себе, к проявлению конструктивной активности в разрешении конфликтов и преодолении проблем. Да и частота использования активных стратегий разрешения проблем у них значительно меньше. Автор исследования Е.В.

Алексеева связывает выявленные кросс – культурные различия с воздействием таких внешних факторов, как особенности культурной традиции, последствия тоталитарной идеологии, родительские установки на социальную нормативность и опеку. По мнению известного немецкого психиатра X. Ремшмидта, часто психопатологические симптомы представляют собой неадекватное приспособление, неполноценные стратегии преодоления трудностей, возникающих в жизни подростков.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_63670_spetsificheskie-osobennosti-psihiki-i-povedeniya-podrostkov.html

МедЗабота
Добавить комментарий