Адаптация сердечно сосудистой системы к физическим нагрузкам

Адаптация сердечно-сосудистой системы к работе на выносливость

Адаптация сердечно сосудистой системы к физическим нагрузкам

При тренировке на выносливость в организме спортсмена развиваются выраженные адаптационные изменения аппарата кровообращения.

Одним из характерных показателей в данном случае является увеличение объема сердца. Последнее связано как с расширением (дилатацией) его полостей, так и с развитием рабочей гипертрофии сердечной мышцы (миокарда).

Эти изменения функции сердца приводят соответственно к увеличению систолического объема крови и мощности сердечного сокращения. Это, в свою очередь, обеспечивает более полное опорожнение полостей сердца с использованием резервного объема крови.

Систолический выброс наряду с частотой сердечных сокращений (ЧСС) определяет величину интегрального гемодинамического параметра – минутного объема крови.

На размерные и функциональные характеристики сердца влияет направленность тренировочных нагрузок. Интенсивная тренировка в чрезмерно большом объеме и без достаточной предварительной подготовки в продолжительной работе приводит к развитию сердца с толстой мышечной стенкой и сравнительно небольшой полостью.

Такое сердце обладает большой выталкивающей силой, но небольшим ударным объемом. В то же время при объемной работе невысокой интенсивности развивается большое («аэробное») сердце, которое в условиях работы высокой интенсивности подвергается чрезмерной перегрузке. Оно медленно наполняется кровью и обладает слабой силой выталкивания.

При этом минутный объем сердца может понизиться, что влечет за собой снижение его рабочего объема и, как следствие, аритмию.

Однако при рациональной организации тренировки, т.е. при планомерном нарастании интенсивности нагрузки в годичном цикле, гиперфункция сердца сопровождается определенными положительными изменениями и становится устойчивой.

Одним из существенных факторов, определяющих и лимитирующих работоспособность при развитии выносливости, является функция расслабления миокарда. Наиболее выраженные сдвиги показателей диастолического расслабления и тесная корреляция между фазами систолы и диастолы достигают своих оптимальных значений к соревновательному этапу подготовки.

В развитии функциональной специализации организма при работе на выносливость важная роль принадлежит не только гиперфункции сердца, но и гемодинамическим факторам.

Перераспределение кровотока и увеличение его интенсивности в работающих мышцах способствует как удовлетворению их потребности в кислороде, так и удалению анаэробных метаболитов.

Этому способствует усиление микроциркуляции в мышцах, несущих основную нагрузку, за счет расширения их капиллярной сети, что увеличивает контактную поверхность, разделяющую кровь и мышечную ткань, и вместе с тем снижает периферическое сопротивление сосудов.

Существенное значение для повышения функциональных способностей сердечно-сосудистой системы при работе, требующей выносливости, имеет увеличение растяжимости артериальных стенок в работающих мышцах.

Это ведет к значительному расширению периферического рабочего русла, что облегчает работу сердца, снижает необходимую для передвижения крови по сосудам энергию сердца, улучшает контакт крови с мышечной тканью и способствует более полной утилизации кислорода.

Периферические сосудистые реакции, обеспечивающие эффективное распределение кровотока, являются одним из важнейших показателей специфической адаптации органов кровообращения и организма в целом к работе на выносливость.

Они развиваются, как правило, в соревновательном периоде на основе объема специфической работы невысокой интенсивности, выполненной в подготовительном периоде.

Эти реакции носят локальный, дифференцированный характер, определяемый режимом и мощностью выполняемой работы, и более четко отражают специфику функциональной специализации организма при работе на выносливость, чем такие показатели, как пульс, МПК, артериальное давление, ударный объем крови и др.

Периферические сосудистые реакции настолько закреплены, что проявляются у квалифицированных спортсменов не только при специфической для них работе, но и при других физических нагрузках.

Исследование гемодинамики у спортсменов свидетельствует, во-первых, что сосудистые реакции, обеспечивающие рабочую гиперемию, совершенствуются несколько позднее по сравнению с повышением МПК.

Причем, если в годичном цикле средний процент изменения МПК у квалифицированных спортсменов составляет 5–10%, то реакции регионального кровотока меняются в более значительных пределах (50–250%).

Во-вторых, сосудистые реакции формируются только в результате применения специализированных средств тренировки, но не в результате общеразвивающей работы.

В-третьих, благоприятные для поддержания рабочей гиперемии сосудистые реакции возникают раньше и проявляются более ярко под влиянием нагрузок относительно небольшой мощности. Работа же большой мощности, если она не подготовлена предшествующими нагрузками, вызывает резкие и малоэффективные для рабочей гиперемии сосудистые реакции.

Из рассмотренного выше материала становится понятной ошибочность деления выносливости на общую и специальную. При работе на выносливость приспособительные морфофункциональные перестройки на всех уровнях жизнеобеспечиваюших систем организма всегда конкретны, специфичны и взаимообусловлены тем больше, чем выше мастерство спортсмена.

Следовательно, даже так называемая аэробная подготовка должна быть специфичной. Для эффективного развития аэробных возможностей тренировка должна соответствовать условиям соревновательной деятельности по режиму работы и составу задействованных мышц.

Показано, например, что хотя при беге вентиляция легких, ЧСС и потребление кислорода выше, чем при плавании, беговая тренировка не вносит существенных различий в потребление кислорода высококвалифицированных пловцов и не может служить средством повышения их энергетических возможностей.

Езда на велосипеде существенно не влияет на выносливость в беге, тренировка высококвалифицированных пятиборцев в беге не способствует улучшению результатов в плавании, и наоборот.

Читать далее

Источник: https://atlox.ru/26-4-adaptacija-serdechno-sosudistoj-sistemy-k-rabote-na-vynoslivost.html

Адаптация сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке минимальной мощности

Адаптация сердечно сосудистой системы к физическим нагрузкам

Статья посвящена изучению адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке минимальной мощности.

Наблюдающееся увеличение ударного объема крови в начале физической нагрузки связано с ростом венозного возврата, активированного мышечным насосом.

Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, ударный объем крови, минутный объем крови, общее периферическое сопротивление сосудов, физическая нагрузка, плавание.

Сердечно-сосудистая система обеспечивает циркуляцию крови и лимфы в организме человека. Трофическая функция сердечно сосудистой системы выражается в доставке питательных веществ к органам и тканям, дыхательная – в переносе кислорода и углекислого газа, экскреторная функция – в доставке конечных продуктов обмена веществ к органам выделения. [6, с. 22]

Кроме того сердечно-сосудистая система выполняет регуляторную функцию (путем доставки гормонов, медиаторов и др. веществ, а также путем изменения кровоснабжения), интегративную функцию (объединяя органы и системы), участвует в иммунных процессах.

В состав сердечно-сосудистой системы входят: сердце, кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры), лимфатическая система.

Если сердечно-сосудистая система начинает “барахлить”, то это неизменно влечет за собой нарушение работы всех систем организма, так как нездоровые сердце и сосуды не могут обеспечить доставку достаточного количества кислорода и питательными веществами для всего организма. [1, с. 96]

Нетрудно сделать вывод о том, как важно поддерживать здоровье и укреплять свою сердечно-сосудистую систему. Для этой цели нужны систематические физические нагрузки, и лучшая такая нагрузка – плавание. 

Почему плавание оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему:

Тело пловца находится в положении близком к горизонтальному, при таком положении сердцу гораздо легче выталкивать кровь через артерии к периферии.

Плотность воды превышает плотность воздуха примерно в 800 раз. Поэтому нагрузка в воде при плавании происходит практически в антигравитационных условиях, что благоприятно для сердечно-сосудистой системы. Давление воды, оказываемое на поверхность тела пловца, существенно облегчает отток крови от периферии к сердцу.

Выталкивать кровь от периферии к сердцу по системе вен помогает присущее плаванию ритмичное сокращение мышц и глубокое дыхание (благодаря движению диафрагмы глубоко вниз значительные количества венозной крови и лимфы как бы выжимаются из печени и органов брюшной полости по направлению к сердцу, тем самым облегчается работа сердца и исключаются застои крови и лимфы, т.е. улучшается выведение продуктов жизнедеятельности).

Благодаря глубокому дыханию во время плавания осуществляется хороший массаж сердца: легкие при дыхательном движении то мягко надавливают на сердце, то как бы отпускают его.

Отсутствие статического напряжения положительно влияет на сердце и систему сосудов.

Таким образом, при плавании, как и при любой физической нагрузке, усиливается деятельность сердечно-сосудистой системы, но это усиление происходит в крайне благоприятных условиях.

Поэтому плавание практически не имеет противопоказаний и рекомендуется для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, улучшения состояния сердца и сосудов людям всех возрастов.

Давайте рассмотрим подробнее, как плавание воздействует на сердце, сосуды и состав крови. [3, с. 84]

Сердце – это мощный мышечный насос, обеспечивающий движение крови по системе кровеносных сосудов. За минуту человеческое сердце перекачивает около 6 литров крови, за сутки – около 8 000 литров, а за 70 лет – около 175 000 000 литров крови.

Регулярные занятия плаванием повышают функциональные возможности сердца и делают его работу более экономичной:

Увеличение силы сердечной мышцы и объема выталкиваемой за цикл крови.

Работая с предельной интенсивностью, сердце пловца способно развить темп до 200 сокращений в минуту, а объем крови, нагнетаемый в аорту, увеличивается с 4-6 литров (характерных для нетренированного человека) до 35-40 литров в минуту. А это – лучшее питание и снабжение кислородом мышц и органов, лучшее преодоление нагрузки. [2, с. 22]

Снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС) 

Частота сердечных сокращений (пульс) крайне индивидуальна и зависит от возраста, типа телосложения, массы тела, питания, состояния здоровья, физической формы, степени усталости, типа питания и других факторов.

Пульс в покое нетренированного взрослого человека составляет от 55 до 100 ударов в минуту (среднее значение 60-80 ударов). У тренированных спортсменов ЧСС составляет 40-60 ударов в минуту.

Чем реже сокращается сердце в покое, тем мощней сердечная мышца: сердце работает в более экономном режиме – за одно сокращение выбрасывается больший объём крови, а паузы для отдыха увеличиваются, сердце успевает обильно омыться кровью через сеть кровеносных сосудов.

Следовательно, тратится меньше усилий и сердце меньше изнашивается. Регулярные занятия плаванием в аэробном режиме ведут к постепенному снижению ЧСС. [3, с. 86] 

Произведем нехитрое исчисление, чтобы представить масштаб экономии. Возьмем человека, сердце которого сокращается в состоянии покоя 65 раз в минуту, значит, в сутки число ударов составляет 93600.

В результате систематических занятий плаванием ЧСС в покое понизилась до 60 ударов, получается в сутки 86400 ударов.

Значит, экономия за сутки составит 7200 ударов, а за год – более 2,5 миллионов ударов!

Повышается выносливость к физическим нагрузкам.

При выполнении одинаковой нагрузки у человека, регулярно занимающегося плаванием, по сравнению с нетренированными человеком, в меньшей степени повышаются пульс, минутный объем крови и систолическое давление.

Значит, преодолеть тяжелую нагрузку и даже перегрузку тренированному человеку будет проще, так как его сердце проталкивает в сосуды необходимое для этого количество крови. [4, с 317]

Регулярные занятия плаванием оказывают положительное воздействие на состояние кровеносных сосудов:

-увеличивается эластичность и сократительная способность сосудов;

-улучшается состояние сосудистой стенки и обмен в ее тканях. [7, с 307]

Благодаря улучшению обмена в тканях сосудистой стенки, уменьшается отложение холестерина. Плавание останавливает развитие варикозного расширения вен и улучшает состояние венозной стенки.

У людей, регулярно занимающихся плаванием, со временем увеличивается диаметр артерий, нормализуется артериальное давление, оставаясь долгие годы таким же, как в молодости.

Благодаря регулярному плаванию активируется периферическое кровообращение.

Вместе с основными сосудами в работу включаются дополнительные (боковые или обходные ветви кровеносных сосудов, которые обеспечивают приток или отток крови помимо основного сосуда), за счет чего увеличивается капиллярное русло в работающих органах и улучшается их питание. Действующие коллатерали сердечной мышцы, не допуская нарушений в ее деятельности, сами поддерживаются в рабочем состоянии, что служит отличной профилактикой заболеваний сердца. [5, с. 135]

Плавание способствует изменению состава крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови (эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина).

Это явление наблюдается даже после однократного пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия плаванием состав крови фактически достигает нормального уровня.

Регулярные занятия плаванием способствуют повышению уровня форменных элементов крови на длительное время.

В результате систематических занятий плаванием улучшается состояние сердечно-сосудистой системы: сердце работает более эффективно (увеличивается его мощность, ударный объем) и экономично (снижается частота сокращений), улучшается периферическое кровообращение, улучшается состояние кровеносных сосудов и питание всех органов и тканей, нормализуется артериальное давление.

Плавание вносит огромный вклад в профилактику сердечно-сосудистых заболеваний и сосудистых патологий (в том числе гипертонии, инфаркта миокарда, ишемической болезни сердца, варикозного расширения вен).

Нелишне еще раз отметить тот факт, что во время плавания, тренировка сердечно-сосудистой системы происходит в благоприятных условиях. Такая нагрузка полезна для здоровья и практически не имеет противопоказаний и возрастных ограничений.

Кроме того, плавание полезно и для других систем организма.

Список литературы:

  1. Абзалов Р. А., Ситдиков Ф. Г. Развивающееся сердце и двигательный режим. Казань: КГПУ, 2012. 96 с.
  2. Вагапова А. М. Влияние способов плавания на показатели насосной функции сердца юных пловцов: Автореф. дисс. канд. биол. наук / А.М. Вагапова. Казань, 2013. 22с.
  3. Карпман В. Л., Белоцерковский З. Б., Любина Б. Г. и др. Динамика кровообращения при минимальных физических нагрузках // Физиология человека. 2014. Т.20. №1. С. 84–89.
  4. Куприянов С. В. Физиологическая роль сосудистых рефлексогенных зон в интегративной регуляции функций дыхания и кровообращения Казань, 2015. Дисс. докт. мед. наук, 317 с.
  5. Любина Б. Г. Динамика кровообращения у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 2012. 135 с.
  6. Назаренко А. С. Влияние вестибулярного раздражения на сердечно-сосудистую систему и двигательные функции в разных видах спорта: Автореф. дисс. канд. биол. наук / А. С. Назаренко. Казань, 2010. 22 с.
  7. Савицкий Н. Н. Биофизические основы кровообращения и клинические методы изучения гемодинамики. Л.: Медицина, 2014. 307 с.

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xiii/68124

Адаптация сердечно-сосудистой системы

Адаптация сердечно сосудистой системы к физическим нагрузкам

1.2.3. Адаптация сердечно-сосудистой системы

Среди болезней века на первом месте стоят расстройства и заболевания сердечно-сосудистой системы. Многие из них являются результатом недостаточной двигательной активности.

Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы средствами физической культуры — реальный путь к оздоровлению подрастающего поколения.

Мера оздоровительного влияния физических упражнений обусловлена скоростью развертывания адаптационных перестроек в сердце и сосудах, полнотой реализации наследственной программы срочной и долговременной адаптации.

Сердце, адаптированное к физической нагрузке, обладает высокой сократительной способностью.

Но (и это, пожалуй, самое важное для оценки оздоровительного эффекта физических упражнений) оно сохраняет высокую способность к расслаблению в диастоле при высокой частоте сокращений, что обусловлено улучшением процессов регуляции обмена в миокарде и соответствующим увеличением его массы (гипертрофией сердца).

Гипертрофия— нормальный морфологический феномен усиленной сократительной деятельности (гиперфункции) сердца. Если плотность капиллярного русла на единицу массы сердца при этом повышается или сохраняется на уровне, свойственном нормальному миокарду, гипертрофия происходит в обычных физиологических рамках.

Сердечная мышца не испытывает недостатка в кислороде при напряженной работе. Более того, функциональная нагрузка на единицу сердечной массы падает. Следовательно, и тяжелая физическая нагрузка будет переноситься сердцем с меньшим функциональным напряжением.

Оздоровительный эффект физической нагрузки становится очевидным фактом.

1.2.4. Возрастные особенности адаптации системы кровообра­щения.

Высокие адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы, реализующиеся при физических нагрузках, следует рассматривать как эволюционно приобретенные формы приспособительных реакций. Адаптивные изменения обусловлены в первую очередь совершенствованием механизмов энергообеспечения.

Главным источником энергии для сердечной деятельности является окислительное фосфорилирование, т. е. сопряжение окислительных процессов с накоплением энергии в АТФ и Крф.

Сам сократительный акт сердечной мышцы— результат трансформации энергии АТФ в механическую работу. Повышенная функциональная нагрузка на сердце при­водит к увеличению активности окислительного фосфорили-рования.

Мощность сократительного аппарата сердца с возрастом постепенно увеличивается. Это приводит к повышению систолического и минутного

объемов крови, артериального давления (АД). Эти возрастные изменения связаны в первую очередь с увеличением массы и объема сердца.

Систолический объем крови от 1 года до 14—16 лет увеличивается примерно в 6 раз (с 10 до 55—60 мл), темпы роста минутного объема крови несколько ниже.

С возрастом частота сердечных сокращений (ЧСС) падает, вследствие чего при сохранении высоких темпов увеличения ударного объема снижается прирост минутного объема крови. От 1 года до 14—16 лет он увеличивается примерно в 3 раза (с 1,2 до 3,8 л/мин).

В дошкольном и младшем школьном возрасте объем сердца растет пропорционально увеличению суммарного просвета сосудов.

Но у высокорослых подростков может наблюдаться замедленное увеличение суммарного просвета сосудов по сравнению с увеличивающимся объемом сердца.

Это одна из главных причин необходимости строгой индивидуальной дозировки упражнений для подростков с ускоренным (акселераты) или замедленным (ретарданты) биологическим развитием.

1.3. Сократительная функция сердца при мышечной работе

Увеличение ЧСС и сократительной способности сердца— естественные адаптивные реакции на нагрузку. Не случайно ЧСС сохраняет свою значимость как показатель адаптации сердца при использовании любых, самых современных функциональных проб с физической нагрузкой. Да и субъективные ощущения нас редко обманывают: физическая нагрузка дает знать о себе, прежде всего, увеличением ЧСС.

Мышечная работа требует повышенного притока кислорода и субстратов к мышцам. Это обеспечивается увеличенным объемом кровотока через работающие мышцы.

Поэтому при работе объем кровотока через мышцы составляет 85 % от его общего объема; в покое — не более 20 % увеличение минутного объема кровотока при работе—один из наиболее надежных механизмов срочной адаптации к динамической нагрузке (рис. 3).

Но реализуется он по-разному: или за счет увеличения ЧСС или за счет увеличения и ЧСС, и ударного объема крови.

Рис. 4 Распределение кровотока при мышечной работе и в условиях относительного покоя:

В нетренированном сердце взрослого человека резервы повышения ударного объема крови исчерпываются уже при ЧСС 120—130 уд/мин. Дальнейший рост минутного объема происходит только за счет ЧСС.

По мере роста тренированности расширяется диапазон ЧСС, в пределах которого ударный объем крови продолжает увеличиваться.

У высоко­тренированных спортсменов и детей он продолжает нарастать и при ЧСС 150—160 уд/мин.

В самой сердечной мышце срочные адаптивные изменения проявляются в мобилизации энергетических ресурсов. Первичными субстратами окисления в сердечной мышце служат жирные кислоты, глюкоза, в меньшей степени — аминокислоты. Энергия их окисления аккумулируется митохондриями в виде АТФ, а затем транспортируется к сократительным элементам сердца.

При повышении ударного объема крови сокращения сердца учащаются. Происходит это вследствие более эффективного использования энергии АТФ. В растянутой сердечной мышце увеличивается площадь контакта сократительных белков—актина и миозина, т. е. улучшаются

возможности перевода химической энергии АТФ в механическую работу.

Этому способствуют и гормоны надпочечников—адреналин и норадреналин, секреция которых при физической нагрузке увеличивается. Они стимулируют сердечную деятельность, активируя внутриклеточный обмен и ускоряя перекачку Са++ к сократительным элементам сердечной мышцы. Са++ связывает тормозной фактор актина — тропонин, способствуя тем самым взаимному сближению актина и миозина.

https://www.youtube.com/watch?v=XxIgBI5dq5Y

Повышение сократительной способности сердца сочетается с совершенствованием восстановительных процессов во время диастолы. Достигаемая при этом экономичность работы сердца хорошо прослеживается при фазовом анализе сократительной функции его желудочков, особенно левого.

; Rathunde K., 1963; Roe A., Siegelman M., 1963).

Из приведенного обзора литературы можно сделать вывод, что до настоящего времени подход к проблеме пограничных психических расстройств у детей, находящихся в условиях семейной депривации не носит характер систематической терапевтической помощи и поддержки, не разработаны принципы оценки состояния и уровня развития детей, находящихся в условиях …

находящегося на отдыхе; ж) определяют минимальный социальный стандарт (норматив) для оказания услуг отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи. 2.

Под влиянием изменения спроса меняется лицо учреждений отдыха и оздоровления и содержание их деятельности.

Прежде всего это организация психолого -педагогического процесса отдыха и оздоровления, всей жизнедеятельности учреждения по вариативным …

в применении которой он более компетентен, при этом важно, чтобы выбранная форма работы соответствовала потребностям ребенка и условиям, в которых она будет осуществляться (школа, кризисная служба, приют, поликлиника). Методы работы с детьми в кризисных ситуациях различны. Более подробно они освещены в приложении №1. Следует помнить, что какой бы метод не применялся, главная цель помощи детям – …

Бутузовой (2004), которая сама является победительницей чемпионата Европы по спортивным бальным танцам и в настоящее время тренирует юных танцоров. Таблица 4. Значения частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами менее 1 года, 2 года и з года (перед и после занятий). Срок Занятий ЧСС(уд. в мин.)+ Ь Перед занятием ЧСС(уд. в мин …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/53395/4

Адаптация сердечно-сосудистой системы студентов к физическим нагрузкам

Адаптация сердечно сосудистой системы к физическим нагрузкам
1 Власова С.В. 1 Нифонтова О.Л. 1 Соколовская Л.В.

1 1 Сургутский государственный педагогический университет В данной статье рассматриваются работы отечественных и зарубежных исследователей по изучению функциональных показателей адаптации к экстремальным климатогеографическим воздействиям Тюменского Севера и функциональных изменений в первую очередь системы кровообращения при адаптации студентов к физическим нагрузкам.

Изучение данной проблемы необходим для успешного решения задач сохранения здоровья студентов и успешности адаптации систем организма к жизни, учебе и труду. Сердечно-сосудистая система первой отзывается на воздействие физических нагрузок.

Таким образом, ограничение двигательной активности противоречит биологическим потребностям молодого организма и снижает его энергетический фонд, отрицательно сказывается на физическом состоянии (ослабевает иммунитет к заболеваниям) и приводит к снижению темпа психического развития студентов. климатогеографическая и экологическая среда 1. Воложин А.И., Суботин Ю.К.

Адаптация и компенсация – универсальный биологический механизм приспособления. – М.: Медицина, 1987. – 176 с.
2. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 480 с.
3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учебн. пособ. для студентов. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 444 с.
4. Логинов С.И., Ревдова Л.И.

Национально-региональное образование по физической культуре и спорту // Материалы II научно практической конференции. – Сургут: РИО СурГПИ, 2000. – С. 56–59.
5. Лях В.И. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 5. – С. 40–46.
6. Меерсон Ф.З.

Адаптационная медицина: механизмы и защитные эффекты адаптации. – М.: Медицина, 1993. – 331 с.
7. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура. – М.: Академия; Мастерство; Высшая школа, 2000. – 152 с.
8. Уразаев А.М. Физиологические закономерности адаптационных процессов при вахтовых режимах труда: автореф. дис. … д-ра биол. наук. – М., 1992. – 46 с.
9.

 Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. – М.: Образование от А до Я, 2000. – 319 с.
10. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физическая культура и спорт, 1991. – 224 с.
11. Фомин Н.А. Физиология человека. – 3-е изд. – М.: Просвещение, Владос, 2003. – 416 с.
12. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена.

– М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
13. Baranowski, T. Mediating varieable framenwork in physical activiti interventions / T. Baranowski, C. Anderson, C. Carmack // Am. J. Hrev. Med. – 1998. – Vol. 15, № 4. – P. 266–297.
14. Bittel J.H.M. Heat debt as an index for cold adaptation in man // J. Appl. Physiol. – 1987. – Vol. 54, № 3. – P. 1627–1631.
15. Blair S. N.

Phusical Active Interventions Confernce. Cjjher Institute. The American College of Sports Medicine / Blair S.N., J.R Morrow // Am. J. Prev. Med. – 1998. – Vol. 15, № 4. – P. 255–256.

Важнейшей задачей сохранения здоровья студентов на Севере является изучение адаптации к экстремальным климатогеографическим воздействиям Тюменского Севера. Необходима всесторонняя оценка адаптационных процессов отдельных систем и организма в целом на разных этапах онтогенеза в условиях новой климатогеографической и экологической среды [10]. Система кровообращения относится к системам, лимитирующим успешность адаптации человека к жизни, учебе и труду.

Цель: анализ литературных данных по изучению функциональных показателей системы кровообращения при адаптации к физическим нагрузкам.

Интерес к проблеме адаптации человека к физическим нагрузкам весьма широк и касается людей разного возраста и пола.

Современные инновационные модели обучения требуют от студентов значительного умственного и нервно-эмоционального напряжения. Интенсивная умственная деятельность сопровождается снижением количества времени на свободный досуг и занятия физическими упражнениями. Согласно Ю.А.

Ермолаеву [3], в 17–18 лет в основном завершаются процессы глубоких функциональных перестроек, и организм все больше приближается к состоянию, характерному для взрослого человека.

Почти полностью заканчивается анатомическое и функциональное развитие внутренних органов, опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. Заметно улучшается и достигает своего совершенства координация движений.

Возрастает и способность сердечно-сосудистой системы обеспечивать потребности организма при интенсивных нагрузках, причем у юношей она выше, чем у девушек.

Рассматривание общих положений протекания адаптационных процессов в организме в свете изменяющихся условий внешней среды требует дополнительных исследований и уточнений, так как специ­фика взаимодействия человека с внешней средой, в условиях дефицита времени накладывает отпечаток на функционирование органов и систем, обеспечивающих адекватную ответную реакцию.

Адаптация – это процесс перестройки функций, взаимосвязей и структур частей тела в пределах имеющихся биологических возможностей для наилучшей жизнедеятельности и реализации своих потребностей [8].

А.М. Уразаев [8] выделяет некоторые аспекты адаптационных процессов, приспособления организма к окружающей среде:

1. Гетерохронность разворачиваемых процессов адаптации в двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и других системах организма человека.

2. Скорость развертывания и протекания адаптационных процессов в различных уровнях адаптации неодинакова, и чем глубже затрагиваются «интимные» стороны организма, тем она ниже.

3. Чем длительнее специфическое воздействие окружающей среды на организм человека, тем выраженнее адаптационные процессы.

4. Уровень адаптации организма к воздействию внешней среды зависит не только от наличия предшествующего жизненного опыта, но и от резервных (двигательных, функциональных, психологических и т.д.) возможностей индивидуума.

5. «Срочная» и «долговременная» адаптации разворачиваются одновременно, однако интенсивность, скорость и глубина протекания в организме процессов различна.

6. Адаптация организма к стрессовому влиянию внешней среды протекает на уровне психофизиологических механизмов, с активным использованием резервных возможностей органов и систем.

Воложин А.И., Суботин Ю.К. [1] выделяют две стороны приспособления организма: адаптацию и компенсацию.

Адаптация – составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение условий среды существования, выражающаяся в том, что система, реагируя на изменение существенных для нее параметров и факторов среды, перестраивается, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих существование биологической системы как целого в изменившейся среде. Это обосновывает неизбежное напряжение работы систем кровообращения, дыхания, терморегуляции [14].

Сердечно-сосудистая система первой отзывается на воздействие физических нагрузок. Высокие адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы, реализуемые при систематической мышечной деятельности, следует рассматривать как эволюционно закрепленные формы адаптивных реакций [10].

Двигательная или физическая активность включает в себя все многообразие движений человека. С.И. Логинов, Л.И.

Ревдова [4] разделяют их на два вида: собственно двигательную активность и активность, не связанную непосредственно с передвижением.

К первой относят локомоции, постуральные действия (позы), разнообразные трудовые и спортивные действия. Ко второй – работу скелетных мышц по осуществлению акта дыхания, мимики, эмоциональных и поведенческих реакций и т.д.

В зарубежной литературе Baranowski T., Blair S.N. под физической активностью понимается любая работа, произведенная скелетными мышцами как результат расходования энергии, добавленный к состоянию покоя [13]. Исследования ведутся в двух направлениях – физиологическом и поведенческом [15].

Согласно физиологической перспективе физическая активность является компонентом общего расходования энергии, которая также включает метаболизм покоя, термический эффект питания и рост тела.

Согласно же поведенческой перспективе она может рассматриваться в пределах характеристик понимания поведения, а также спортивных, рекреативных, реабилитационных, развивающих и оздоровительных технологий.

Складываясь из суммы разнообразных движений в течение дня, физическая (двигательная) активность является переменной функцией и находится в непосредственной зависимости от объективных (возраст, пол, тип высшей нервной деятельности, сезон года, климато-географические условия) и субъективных условий, в частности, от качества организованных форм физического воспитания и характера свободной деятельности. За счет последних двух условий возможна значительная вариация объема и интенсивности движений, а также продолжительности двигательного компонента в режиме дня.

Согласно В.И. Ляху [5] двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки.

К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные (ловкость) способности, общую и специфическую выносливость. Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности.

Многочисленные публикации современных исследователей свидетельствуют о значительном положительном влиянии расширенного двигательного режима на показатели здоровья человека. Многолетний опыт Логинова С.И., Ревдовой Л.И., Решетникова Н.В., Кислицина Ю.Л.

показал, что организация оптимального двигательного режима с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей способствует укреплению их здоровья путем повышения неспецифической резистентности, совершенствования функциональных возможностей организма студентов [4; 7].

Гигиенической нормой двигательной активности принято считать такие величины двигательной активности, которые полностью удовлетворяют биологическую потребность в движениях, соответствуют функциональным возможностям организма, способствуют укреплению здоровья студентов и их благоприятному, гармоническому развитию в дальнейшем [2].

В режиме студентов должен быть разумно дозирован объем двигательной активности, характеризующийся, как правило, высокой умственной работоспособностью, сопротивляемостью утомлению, средним и высоким физическим развитием, более благоприятными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышенной иммунной реактивностью и низкой заболеваемостью острыми респираторными болезнями.

Согласно Н.А.

Фомину [10], в основу определения нормы двигательной активности могут быть положены следующие требования: обеспечение необходимого и достаточного количества произвольных движений, выполняемых студентом в течение дня; соответствие физических нагрузок в течение дня функциональным возможностям организма студента, их ориентации на укрепление его здоровья и полноценное психофизическое развитии; соблюдение качественного разнообразия движений, сбалансированного в количественном соотношении с индивидуальными потребностями и возможностями каждого студента.

Исследования гигиенистов А.Г. Хрипковой и др. свидетельствуют о том, что до 82–85 % дневного времени большинство студентов находятся в статическом положении (сидя).

С первых лет обучения в вузе суточная двигательная активность студентов снижается на 50 % и по мере перехода с курса на курс продолжает неуклонно падать.

Занятия физической культурой компенсируют всего лишь 11–17 % необходимого суточного объема движений [12].

Для обозначения состояний ограничения мышечной деятельности используют два термина – гипокинезия и гиподинамия [2].

По определению Н.В. Решетникова и Ю.Л. Кислицына [7], гипокинезия – особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности, то есть ограничение количества и объема движений в результате образа жизни.

В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии. Гиподинамия – совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии. Это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность.

У студентов эти состояния, как правило, встречаются в сочетании.

Н.А. Фоминым установлена прямая зависимость формирования в онтогенезе функций сердечно-сосудистой системы от активности скелетной мускулатуры [11].

Длительная работа студентов в вынужденной статической позе за столом сопровождается спазмом артериол, что чревато общим повышением артериального давления, а также отклонениями в развитии нервно-мышечного аппарата, сужением диапазона возможностей двигательного и зрительного анализаторов и т.п.

Недостаток движения снижает адаптивные способности сердечно-сосудистой системы, вызывая также расстройство регуляции вегетативных отделов нервной системы и общей работоспособности [11].

Под влиянием регулярных физических нагрузок ряд показателей сердечно-сосудистой системы уже в состоянии покоя претерпевает существенные изменения, которые являются следствием экономизации функций.

Наряду с этим данные, полученные с помощью функциональных проб, позволяют оценить приспособляемость аппарата кровообращения, общее функциональное состояние организма и его физическую подготовленность [6].

Таким образом, ограничение двигательной активности противоречит биологическим потребностям молодого организма и снижает его энергетический фонд, отрицательно сказывается на физическом состоянии (ослабевает иммунитет к заболеваниям) и приводит к снижению темпа психического развития студентов.

Рецензенты:

Синявский Н.И., д.п.н., зав. кафедрой теории и методики физического воспитания, профессор, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут;

Лашкова Л.Л, д.п.н., профессор кафедры педагогического и специального образования Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут.

Работа поступила в редакцию 12.12.2012.

Библиографическая ссылка

Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30789

МедЗабота
Добавить комментарий